Испытание на прочность
На обходе Иркутска прошла контрольная проверка нового моста
В 2010 году в Приангарье реализовано не так много дорожных проектов. Но есть среди них и знаковый – завершение строительства 24-километрового обхода Иркутска (Вдовино – Чистые Ключи) с двумя мостами и развязками в местах примыкания к федеральным магистралям М–53 и М–55 «Байкал». Накануне сдачи обхода в эксплуатацию прошли технические испытания мостового перехода через реку Иркут.
300-метровый мост через Иркут в районе посёлка Пионерск – самое большое инженерное сооружение на трассе. Ширина его проезжей части – 11,5 метра, две полосы движения. Обошёлся он почти в 300 млн. рублей. Улан-Удэнский мостостроительный отряд (МО-34) строил мост на протяжении двух лет. Сложно было и с сооружением железобетонных опор, и с надвижкой металлических пролётных строений. «Холодная зима, весной непредсказуемая вода, когда уровень реки мог подняться за один час на метр-полтора, – рассказывают мостостроители. – Слава богу, всё сделать успели».
Подтверждение тому технические испытания, цель которых – определить соответствие проектных данных фактическим. «Если они соответствуют друг другу, значит, расчёты сделаны верно и мост обеспечит проектные нагрузки», – говорят главный инженер проекта ОАО «Иркутскгипродорнии» Евгений Бомштейн и завкафедрой «Мосты и тоннели» ИрГУПС Наталья Быкова. При этой кафедре и создана фирма ООО «Наука и транспорт», которая занимается экспертной оценкой построенных искусственных сооружений. В её активе испытание нового иркутского моста через Ангару, моста через Селенгу и ряда других объектов.
– Так как мост не типовой, а индивидуальный, его перед сдачей в эксплуатацию следует серьёзно проверить, – добавляет руководитель испытаний Дамир Зайнагатулин.
Кульминацией испытаний стал заезд сначала трёх, потом шести
36-тонных китайских «Фотонов» на пролётные строения. Груз подобрали в пределах 70% от расчётного, предельного. Испытатели останавливали машины в местах, где они дают наибольшее усилие от деформации, и сопоставляли фактическую деформацию с расчётной. Если соответствует, значит, мост хорошо запроектирован и построен, работает упруго, его можно эксплуатировать. «Проверяем прогибы пролётов, – поясняет Наталья Быкова. – Под мостом стоят датчики, которые отслеживают выкатку опорных частей, динамические параметры и частоты собственных колебаний, чтобы наш мост не «заплясал», как случилось в Волгограде».
Надёжность конструкции, по словам заказчика, обеспечивают высококачественные материалы. Кстати, все отечественные. Если, к примеру, на новый ангарский мост деформационные швы и опорные части пролётных строений везли из Германии, то на иркутном они российского производства. Металл на пролётные строения – из Улан-Удэ, бетон – местных иркутских компаний. Конструкция рассчитана не только на возможность землетрясений, но и с учётом ледовой нагрузки на Иркуте.
Первые наблюдения показали, что всё выполнено нормально. По предварительному заключению экспертов, мост достойно выдержал на-грузку, окончательные результаты испытаний будут готовы ко дню торжественного открытия дороги – 29 октября. А пока у подрядчиков есть время завершить обустройство: установить перильное и барьерное ограждения, сходы для обслуживающего персонала, выполнить укрепление конусов и откосов, сделать антикоррозийное покрытие, покраску пролётов и опор, смонтировать освещение и водоотводные лотки по бокам пролётного строения.
Словом, на всей трассе работы завершаются. Некоторые особо нетерпеливые автолюбители уже вовсю «тестируют» новую объездную дорогу. Остальные смогут сделать это 29 октября.