Школа Копылова
Иркутское художественное училище отмечает 100-летие
Сто лет назад ученик Санкт-Петербургской академии художеств и «Академии Жюльена» в Париже Иван Копылов открыл в Иркутске класс рисования и живописи, положивший основу иркутской художественной школе. В эти дни имя мастера увековечено: художественному училищу присвоено имя И.Л. Копылова.
Сколько мастеров живописи, графики, декоративно-прикладного искус-ства выпустило училище за время своей работы, сколько приобрело друзей! Трудно передать эмоциональное состояние, которое испытывали художники на встречах выпускников. Приехало их немало: из Владивостока, Читы, Улан-Удэ, Красноярска, Санкт-Петербурга. Была делегация из Улан-Баторского института изящных искусств, Южную Корею представлял профессор Ким Чим Джун. Каждый выпускник выражал слова благодарности в адрес alma mater – одной из старейших школ изобразительного искусства России. Иностранные гости не могли не вспомнить пленэры, проведённые на берегах Байкала.
В юбилейные дни многие выставочные залы нашего города открыли экспозиции работ разных лет учеников и преподавателей училища. По ним видно, как менялись время, запечатлённое в художественных образах, экспрессия красок, техника рисунка, выражение лиц портретируемых.
Вне всякого сомнения одним из самых заметных событий в череде юбилейных торжеств стала презентация книги «Художественная школа Иркутска», выпущенной издательским центром «Артиздат». Её авторы – искусствовед, заместитель директора по творческо-просветительской работе училища Ирина Федчина и доктор философских наук, профессор Владимир Федчин – провели колоссальную работу не только по сбору архивных материалов, составлению хронологии переходных периодов, но и анализу времени, в котором училище жило и развивалось.
Первая глава богато иллюстрированного фолианта посвящена Ивану Лавровичу Копылову. Авторы подробно отмечают его организаторские способности и педагогический дар. «В начале века в Иркутске было открыто несколько курсов, на которых обучали основам изобразительного искусства, – пишут Ирина и Владимир Федчины. – Их возглавляли педагоги Рутченко-Короткоручко, Верхотуров, Лытнев, немного позднее Лебединский. Была своя художественная студия при штабе 5-й Армии (ею руководил Сергей Бигос). Все они по разным причинам просуществовали довольно короткое время. Школа Копылова открылась как частное учебное заведение и через два-три года стала очень популярной во всей Сибири. Учиться сюда ехали со всех концов огромной России, которая простиралась от Урала до Камчатки и Владивостока».
Годы Великой Отечественной войны тяжело отразились на работе училища. Здание было освобождено под госпиталь, а училище переехало в небольшое помещение. Авторы книги рассказывают о преподавателях – участниках войны, их учениках, всех, кто погиб в боях за Родину. К слову, в 2010 году в Иркутском областном художественном музее работала выставка «Боевой плакат», посвящённая 65-летию окончания Великой Отечественной войны. Основой её стали плакаты «Окна ТАСС» – это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Среди авторов было много преподавателей и выпускников училища.
Несколько глав посвящёно педагогам училища – художникам, творчество которых вошло в золотой фонд изобразительного искусства не только Иркутска, но и всей России. Здесь можно познакомиться с биографиями А. Жибинова, Д. Баркалова, А. Крылова, Б. Лебединского и многих других. Во второй половине сороковых годов в училище работали педагоги разных школ, иногда с диаметрально противоположными подходами к методике преподавания. Ожесточёнными спорами сопровождались тогда экзаменационные просмотры и заседания методологической комиссии.
Постепенно служение социальной тотальности стало замещаться осознанием самоценности индивидуальной жизни человека. Вновь возрождается интерес к традиции западноевропейской культуры, которая, как известно, базируется на ценности отдельной человеческой личности. Медленно, но неуклонно меняется и ситуация в Иркутском художественном училище…».
Ирина и Владимир Федчины подробно останавливаются на работе училища первого десятилетия XXI века, его международных отношениях и пленэрах, которые проводятся в Монголии, Корее, на берегах Байкала. Можно познакомиться и с нынешним преподавательским составом училища, работающим под началом директора, заслуженного работника культуры Людмилы Николаевны Назаровой.
Особо хочется сказать об оформлении книги, которое имеет свою историю: на одном из совещаний российских художественных школ в Новосибирске иркутяне пригласили на юбилей ректора Красноярского государственного художественного института Александра Покровского. Через некоторое время он позвонил и сообщил, что в качестве подарка юбиляру он и его коллеги хотели бы сделать дизайн издания. Анастасия Полухина, Марина Никифорова, Ирина Карпова – авторы оформления – смогли показать в книге исчерпывающий визуальный ряд исторического развития художественной школы Иркутска.