Комфортная среда
Проблемы людей с ограниченными возможностями нужно решать комплексно
В июне, на встрече с представителями регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, Борис Виноградов, будучи тогда вице-мэром, обещал, что реконструкция улиц Иркутска с учётом потребностей людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения в создании безбарьерной среды - это только начало. «Круглый стол» «Доступный Иркутск», прошедший 14 октября, подтвердил серьёзность намерений городских властей. В работе «круглого стола» приняли участие члены Иркутского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, представители администрации города и области, члены Общественной палаты Иркутска, сотрудники Восточно-Сибирской железной дороги.
Каждый день мы не задумываясь делаем массу простых, обыденных дел: готовим завтрак, едем на работу, прогуливаемся по осенним улицам, ходим в кино. А для 230 106 человек, живущих в Приангарье, людей с ограниченными возможностями, каждый день – это преодоление самого себя, обстоятельств и равнодушия людей. «Хотелось бы, чтобы общественность была более осведомлена о проблемах маломобильных групп населения, – убеждён председатель Иркутского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, член Общественной палаты Иркутска Константин Шумков. – С этого начинается взаимопонимание, а значит, есть возможность совместными усилиями найти оптимальные решения проблем».
Поддержать коллег из Иркутска и поделиться опытом приехала председатель Улан-Удэнского общественного фонда инвалидов-колясочников Эржена Будаева. Она рассказывает, что ещё недавно власти Бурятии не понимали простых требований: «Ну, ты мне скажи, Эржена, кто по этому пандусу ездит?» – Будаева пересказывает дебаты с заместителем мэра по социальной политике. – Отвечаю: «Я пользуюсь, Петя и Зоя». – «Петя, Зоя… Ты мне скажи, какова экономическая эффективность этого пандуса?»…
С тех пор наши восточные соседи успели добиться многого. В Улан-Удэ для колясочников построен специализированный жилой дом на 87 квартир, в котором с 1 по 4 этаж есть уникальный пандус с 8-ми градусным уклоном. Работает лагерь «Верхняя Берёзовка» – место отдыха для детей-инвалидов, соответствующее требованиям безбарьерной среды. Есть социальное такси, поездка в котором стоит от 20 до 40 рублей. В Русском драматическом театре оборудованы четыре ложи для инвалидов, а в Бурятском драмтеатрe планируется оборудовать отдельный вход с пандусом на цокольный этаж, подъёмную платформу в зрительный зал, специальные места для зрителей на колясках и расширенный ряд для подъезда инвалидов к стационарным креслам. В Бурятии на стадии строительства согласовываются работы по доступности помещений маломобильным группам населения или во время капремонта зданий вносятся изменения в проект.
Гости отметили, что в Иркутске за несколько последних лет наметились позитивные изменения: «Город заметно преобразился. А здание музея просто уникальное и доступное каждому». Кроме обмена опытом, региональное отделение Всероссийского общества инвалидов подписало соглашение об информационном обмене и сотрудничестве с организацией инвалидов Бурятии.
На «круглом столе», который продолжил свою работу в кабинете начальника вокзала станции Иркутск-Пассажирский, разговор пошёл о том, что термин «доступная среда» становится вчерашним днём. Сейчас речь идёт об универсальном дизайне, когда жильё, автотранспорт, объекты социальной и культурной сферы удобны и доступны всем, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья, престарелым, мамам с колясками. Прорывом для Иркутска в этом смысле станет мультимодальный транспортно-пересадочный узел, который планируется возвести на месте существующего железнодорожного вокзала, на «круглом столе» прошла его видео-презентация. Проект стоимостью в 3 миллиарда рублей разработан с учётом всех предложений Иркутского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов.
По словам Дмитрия Сокольникова, главного инженера Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, реализация проекта планируется до 2015 года. Для этого 1,5 млрд. рублей будет выделено из городского и областного бюджетов, а 1,5 млрд. рублей планирует направить на реализацию проекта ОАО «РЖД». Инициаторы «круглого стола» воспользовались возможностью высказать свои предложения, например о том, что необходимо предусмотреть автопарковку для инвалидов, установить пандусы на лестницах и бордюрах, оборудовать подъездные пути с рельефной поверхностью и контрастной полосой для слепых и слабо видящих людей. Говорили о необходимости открытия касс и билетных автоматов, доступных колясочникам, и других специальных технических средств, обеспечивающих свободу передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.
Участники «круглого стола» отметили, что формирование «безбарьерной среды» – процесс очень долгий. Но необходимо постоянно двигаться вперёд. Шаг за шагом менять не только внешнюю среду, но и сознание жителей Иркутска. Ведь оттого, что инвалиды ограничены в возможностях, они не стали людьми с девиантным поведением, аутсайдерами. Что касается властей, они намерены продолжить работу по созданию комфортной среды для всех жителей города, в том числе для людей с ограниченными возможностями. В регионе есть долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов», на реализацию которой выделено 75 миллионов рублей. Эти средства пойдут на установку пандусов, замену в соцучреждениях и больницах лифтов и многое другое.