Атаманша и её банда
Среди «чёрных риэлторов», активно орудующих в Приангарье с середины 1990-х годов и по сей день, особняком стоит банда Чупровой. Хотя бы потому, что возглавила её 35-летняя женщина, мать пятерых детей. Правда, в отношении четырёх дочек Наталью Чупрову лишили родительских прав – она отвезла девочек к своим родителям на Украину и судьбой их не интересовалась. Зато младшего сынишку, заметно отстававшего в развитии, бандитка повсюду таскала за собой.
Прежде чем вооружиться пистолетом и встать во главе шайки, она успела многое повидать в этой жизни. На следствии Чупрова рассказывала, что её отец мотал срок за убийство, а мать имеет звание «Заслуженный педагог Украины». Сама Наталья ещё в несовершеннолетнем возрасте попала на скамью подсудимых – и сразу за хищение в особо крупных размерах. Она была авантюристкой по жизни: постоянно впутывалась в крупные аферы, проиграв, тут же строила очередные грандиозные планы. В результате её махинаций семья потеряла квартиру, которую муж получил на БрАЗе, за долги ушла машина.
В конце 1997 года Чупрова создала в Братске преступную группировку, в которую вошли её сожитель Алексей Истомин и их общий приятель Алексей Ярин. «У всех нас были проблемы с деньгами», – так главарь шайки объясняла позднее на следствии выбор сферы криминальной деятельности. В планы бандитов входило отыскивать одиноких и беззащитных людей, мошенническим путём отнимать у них квартиры, а затем убивать.
На себя Наталья брала самую тонкую работу: опытная аферистка должна была войти в доверие хозяина жилплощади и уговорить его оформить сделку купли-продажи. Её сожитель в возрасте 21 года уже имел криминальную специальность: он был так называемым чистоделом, мог изготовить поддельные удостоверение, паспорт, справку с фальшивой печатью. Третьему подельнику, 22-летнему Ярину, досталась «мокрая» работа. Парень недавно вернулся из армии, где проходил службу в «горячих точках», и обзавестись профессией на гражданке ещё не успел. За силовую поддержку и прикрытие «чёрных риэлторов» взялся сотрудник СОБРа УБОП при УВД области Александр Салынин. Атаманша пообещала ему 3 процента с каждой сделки. А в качестве бонуса старший лейтенант потребовал ещё и 3-комнатную квартиру в Братске.
Отыскивать жертв оказалось совсем несложно. Соседка Чупровой по общежитию работала в домоуправлении мастером, и общительная атаманша всегда была в курсе, кто из жильцов не имеет семьи, пьёт горькую, не в состоянии оплачивать и содержать в порядке свои квадратные метры.
Первым объектом преступного посягательства «чёрных риэлторов» стал одинокий алкоголик Волков, занимавший однокомнатную благоустроенную квартиру в доме по улице Янгеля. Атаманша пришла к нему домой и представилась работником соцзащиты Натальей Дымовой – поддельный паспорт ей выправил чистодел Истомин. Расположить к себе пожилого и сильно пьющего мужчину удалось не с первого захода. Но «чуткая» женщина из соцзащиты никогда не приходила к своему «подшефному» с пустыми руками. Она приносила спиртное и охотно выслушивала его жалобы на то, что пенсии на жизнь не хватает. А потом утешала, обещая выхлопотать для него единовременное пособие и поместить в дом престарелых. И, конечно, помочь приватизировать и продать квартиру, пока из неё не выселили за неуплату. К нотариусу – выписывать на имя благодетельницы доверенность на право приватизации и продажи жилого помещения – пенсионера возили на милицейской машине. За рулём сидел сам блюститель порядка Александр Салынин, так что никаких сомнений в искренности намерений «государственных служащих» у старика не возникло. Волков доверчиво ожидал переселения в обещанное райское место, где он будет находиться на полном казённом обеспечении. Но сначала его немножко подлечат в Вихоревской больнице – и об этом «сотрудница соцзащиты» уже позаботилась. Когда на пути к больнице машина вдруг забарахлила, клиент не выразил беспокойства. Сидевший рядом с ним сопровождающий – это был Ярин – направился к багажнику за инструментом. Тот был замотан в тряпки. Волков вылез из машины – подышать свежим воздухом. И получил «инструментом» по голове – в свёртке оказался топор. Добивал киллер свою жертву уже в лесу – оглушённого старика они вместе с сидевшим за рулём Истоминым оттащили с дороги. Убийца нанёс три удара лезвием топора по голове клиента, ставшего «риэлторам» ненужным.
Квартиру продали значительно дешевле рыночной цены – она была в сильно запущенном состоянии. Ментовской «крыше» перепало около 10 процентов. Салынин заработал их «честно». Сыграл и на доверии к защитникам порядка, благодаря чему удалось провернуть операцию в нотариальной конторе, и на страхе перед органами – чтобы выселить из квартиры Волкова окопавшегося там бомжа, собровцу пришлось даже вызвать наряд милиции.
Из престарелого алкоголика атаманша выжала всё, что можно. Даже мёртвый, Волков ещё какое-то время приносил ей доход. Аферистка получала за него пенсию. Сотрудница братского филиала Фонда по работе с населением, доставлявшая пособия старикам на дом, не раз видела у Волкова соцработника Наталью Дымову. И когда та заявила, что собирается навестить пенсионера в доме престарелых, спокойно выдала причитающуюся ему за последний месяц сумму мошеннице. После чего Наталья Дымова, она же Чупрова, познакомилась с другим оператором того же фонда – и на этот раз пенсию Волкова за четыре месяца ей принесли прямо на дом. Естественно, доверчивым сотрудникам Фонда по работе с населением пришлось впоследствии возместить ущерб учреждению.
По рассказам следователя, аферистку никак нельзя было назвать симпатичной. Несмотря на молодой ещё возраст, она не имела передних зубов, и вид у неё был слегка бичеватый. Но непрезентабельная внешность не мешала женщине втираться в доверие к самым разным людям.
Найти подход к наркоману, который занимал 2-комнатную благоустроенную квартиру по улице Космонавтов, для Чупровой тоже проблемы не составило. С помощью своей «крыши» она доставала «дурь» и была желанной гостьей в доме парня. Продать квартиру он согласился быстро, обещал даже заплатить «риэлтору» за посреднические услуги. Однако уговорить тёртого наркомана оформить нотариальную доверенность на «работницу соцзащиты» оказалось делом непростым: почувствовав подвох, парень упёрся. И опять понадобилась силовая поддержка Александра Салынина. Собровец вызвал наркомана в отделение и «побеседовал» с ним, после чего парень уже не имел ничего против продажи своей квартиры «хорошему знакомому» сотрудника милиции. К нотариусу продавец поехал в сопровождении Дымовой – Чупровой. Милицейская машина с собровцем за рулём стояла у входа в контору – и висевший на крючке у мента клиент сделал всё, что от него потребовали «чёрные риэлторы». Его и убивать не пришлось – против милиционера наркоман рыпаться всё равно бы не рискнул. После этой операции «крыша» забрала почти половину вырученной суммы: 6 тысяч рублей составила доля Салынина, ещё 4,5 тысячи он взял в качестве задатка за проданную атаманше машину, которую вскоре у неё отнял, поскольку рассчитаться с ним до конца работодательница не смогла.
После убийства Волкова в банде появилась вакансия: изрубив старика топором, Ярин решил, что «мокрухи» с него достаточно, и вышел из группировки. На освободившуюся должность киллера был принят 25-летний Сергей Сопов, только что вернувшийся из зоны, где сидел за кражи. К тому времени у «чёрных риэлторов» уже появилось огнестрельное оружие: Чупрова купила пистолет и к нему 50 патронов калибра 5,6 мм. С тех пор крутая бандитка не расставалась со стволом. Впервые опробовать пистолет ей пришлось на «стрелке», которую «забил» криминальный авторитет Братска по кличке Расписной. Уйти от его «торпед» женщине удалось, стреляя им под ноги.