издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бензиновое затишье

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

«Не помню, когда последний раз менялись цены на бензин, – кажется, летом». Иркутские автолюбители за последние несколько месяцев уже успели привыкнуть к некоторой стабильности на АЗС. Действительно, крупнейший игрок розничного рынка моторного топлива Приангарья «Иркутскнефтепродукт» не менял ценники с 30 июля, сообщили в компании. Оптовые цены, динамикой которых специалисты обычно объясняют повышение или понижение стоимости бензина в рознице, в третьем квартале колебались в разных направлениях, однако автовладельцы этого не почувствовали. В настоящее время предложение на биржах значительно сократилось из-за заторов на железной дороге, тревожатся эксперты, – оптовые цены, вопреки сезонным тенденциям, поползли вверх. Ударит ли это по карману автовладельцев, пыталась разобраться Алёна МАХНЁВА.

В компании «Иркутскнефтепродукт» (сбытовая «дочка» «Роснефти») сообщили, что в последний раз поднимали цены на АЗС в конце июля в связи с «изменением рыночной конъюнктуры». Тогда на 40 копеек выросла стоимость АИ-92 (до 24,60 рубля) и АИ-95 (до 26,80 рубля). Похожие изменения произошли и на заправках других компаний. Цены «Иркутскнефтепродукта», «Крайснефти» и «Омни» на указанные марки в настоящее время соответствует средним по Иркутску. Согласно данным Росстата, средняя цена АИ-80 сейчас 21,25 рубля, дизельного топлива – 22,12 рубля.  

Владельцы сетей автозаправочных станций пока не спешат повышать цены на свой товар. «Хотим сохранить клиентов», – отмечают в компании «Омни», поясняя, что в настоящее время продают самый популярный 92-й бензин с отрицательной рентабельностью 2%. Аналогичная ситуация и у других автозаправщиков, которые не входят в структуру НК «Роснефть». Удерживаться на плаву крупным независимым сетям удаётся за счёт других марок – АИ-95 и АИ-98 пока приносит 0,5-1% дохода, отметили в «Омни», – а также благодаря оптовым продажам. 

В то же время поводом для беспокойства игроков розницы стал несвойственный для осени рост оптовых цен. Как рассказал «СЭ» директор компании «Энергис» Михаил Тупицын, предложение на биржах очень скудное, особенно мало в продаже высокооктановых бензинов. Это связано с «пробками» на железной дороге. Из-за ремонтов скопилось множество вагонов, поэтому производители, в частности Ангарская НХК, сокращают отгрузку, поясняют в «Омни». Михаил Тупицын пока не видит причин для роста цен в рознице: пока товар не выставляется на биржу, цены в крупном опте не увеличиваются. Однако некоторые мелкооптовые трейдеры нефтепродуктов уже начали поднимать цены. Коллеги Тупицына по бизнесу менее оптимистичны: кроме того что «Роснефть» выставляет меньше объёмов, чем требуется, АНХК встаёт на профилактику, что может привести как минимум к дефициту 92-го бензина. «Роснефть» в понедельник сократила предложение нефтепродуктов на биржевых торгах на 26,18 тыс. тонн, говорится в отчёте аналитиков  «Кортес», в то время как суммарный объём спроса, напротив, вырос. Придётся везти топливо из Ачинска, Омска или Уфы, сетует один из иркутских собеседников «СЭ». За последние две недели стоимость тонны дизельного топлива уже выросла с 19,7 тыс. рублей до 21,5 тыс., добавили в «Омни», хотя обычно в октябре, когда заканчиваются уборочные работы, цена дизеля падает. 

Исключение – летняя разновидность этого топлива, которая действительно дешевеет в связи со снижением спроса. На трёх восточных заводах НК «Роснефть» (в Комсомольске, Ангарске и Ачинске) стоимость летнего дизеля на прошлой неделе снизилась на 150-425 руб. за тонну, посчитали специалисты «ОМТ-Консалт». «Роснефть» никак не комментирует это снижение, но аналитики предполагают, что оно произошло из-за прогноза метеорологов, которые обещают похолодание в восточных регионах уже с начала следующей недели. Этот же фактор объясняет и рост цен на зимнее дизтопливо. По мнению Евгения Ломовцева из «ОМТ-Консалт», основная причина роста оптовых цен бензинов иная: это большая экспортная привлекательность российского топлива на фоне увеличения стоимости нефтепродуктов на мировых рынках. В ближайшие дни на российском рынке нефтепродуктов оптовые цены бензинов, скорее всего, стабилизируются, считает аналитик. Однако представители розничных иркутских сетей придерживаются иного мнения. Если ситуация с заторами на железной дороге не разрешится в скором времени, то цены, вероятно, продолжат расти: сначала оптовые, а за ними и потребительские. Многое при этом будет зависеть от биржевых котировок и политики крупнейших игроков рынка, считает Михаил Тупицын. В одном представители заправочного бизнеса уверены: иркутские автомобилисты даже при повышении стоимости топлива не откажутся от комфорта личного автотранспорта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры