«Сибирь и хай-тек: проверка совместимости»
Ежегодный форум группы компаний «Эксперт», проходящий в начале октября, получил неожиданного конкурента в лице компании «ВТБ-капитал», которая провела чуть ранее свой форум, «Россия зовёт», где выступил председатель правительства РФ. Однако помпезный Бальный зал отеля «Ritz-Carlton» на Тверской был не просто заполнен, а переполнен, для тысячи с лишним участников потребовались дополнительные места. Обсуждалась тема для сибиряков не последняя – региональная политика. Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, Сибирь и Дальний Восток в ближайшие 10 лет получат изрядный кусок «инвестиционного пирога» – 1,3 трлн. рублей. Иркутской области достанется в рамках Федеральной целевой программы более 90 млрд. рублей только государственных инвестиций.
Сергей Иванов был на форуме основным vip-гостем, а в президиуме и зале виднелись десятки известных лиц: топ-менеджеры крупных корпораций, представители банковского и экспертного сообществ. Начал вице-премьер своё выступление с извинений за ограниченное время пребывания, однако просидел до перерыва, активно участвуя в дискуссии. Сергей Иванов повторил, что правительство РФ ориентируется в промышленной политике в регионах на «новые концепции, радикально меняющие традиционные подходы». Первый вопрос, чёткий ответ на который должна дать региональная политика: кому из субъектов Федерации государство будет помогать в первую очередь?
Возможно, считает вице-премьер, настало время отказаться как от курса на выравнивание уровней развития регионов, так и от модели, основанной на поддержке лишь регионов-«локомотивов». Ведь можно использовать инструменты, сочетающие и поддержку депрессивных территорий на новых принципах, и поддержку регионов-лидеров. В пользу такого подхода говорит и мировой опыт. Отсюда вывод: «Концепция региональной политики будет ориентироваться на стимулирование точек роста на всех территориях». При оценке эффективности работы руководства субъектов Федерации будут учитываться одновременно и динамика, и достигнутый уровень эффективности деятельности местных органов власти.
Вице-премьер напомнил, что в настоящее время правительство РФ утвердило такие важнейшие документы региональной политики, как «Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года» и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Согласно этим документам, основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста, иными словами, выявление потенциальных точек роста региональной экономики (для Сибири такими зонами названы Новосибирская и Томская области и Приморский край). Здесь в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности выступает создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве «якорных». Было подчёркнуто, что «в современных условиях совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования, не безвозмездные трансферты, а максимально стимулирующие использование и активизацию собственного потенциала регионов меры федеральной поддержки». Премьер, обратив внимание на большое количество присутствующих в зале форума представителей финансовой сферы, отметил, что целесообразно также создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг. Они могут включать в себя внебюджетные ресурсы и предоставляться бизнесу на определённых условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада. Но есть и ряд механизмов, не требующих федеральных средств. В регионах должны быть инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвесторов. Причём на сегодняшний день в субъектах Федерации существует немало конкретных примеров формирования позитивного инвестиционного климата. Были названы Татарстан, Краснодарский край и Калужская область, где «в борьбе за инвестора в ход идут все козыри регионов».
Сергей Иванов подчеркнул, что «автомобильные дороги – это наша боль и горечь», однако отметил, что во многом препятствует ускорению транспортного развития «колоссальная разница в стоимости дорог в разных регионах», в качестве положительного примера он привёл магистраль Чита – Хабаровск, «почти законченную», по его мнению, назвав сметы этого транспортного проекта вполне «разумными и обоснованными». К сожалению, в транспортной программе правительства, где говорилось о реконструкции аэропортов, как реальные кандидаты на создание транспортно-логистических хабов прозвучали Новосибирск и Красноярск и не было Иркутска. Впрочем, коснувшись планов развития инфраструктуры авиатранспорта и программы авиационного комплекса, вице-премьер наряду с «Супер-Джет» назвал и создание среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21, полная сборка которого будет производиться на Иркутском АПО (в этот проект государство инвестирует до 2016 года 72 млрд. рублей).
Участники форума были ознакомлены с целевыми инвестиционными программами, включёнными в бюджет РФ на ближайшее десятилетие. На долю Сибири и Дальнего Востока пришёлся изрядный кусок «инвестиционного пирога» – 1 трлн. 300 млрд. рублей. Это и строительство почти 3 тыс. км вторых путей БАМа с постройкой нового Кузнецовского туннеля через Сихотэ-Алиньский хребет, для чего пройдёт полная реконструкция рельсового производства на Новокузнецком металлургическом комбинате; и строительство завода катодной меди на Удоканском месторождении в Забайкальском крае; и реконструкция Саяно-Шушенской ГЭС, и строительство Богучанской, а также создание двух новых производств первичного алюминия в Кодинске и Тайшете (второй не включён в целевую программу и строится на средства частного капитала). Иркутская область получит в рамках ФЦП более 90 млрд. рублей только государственных инвестиций. Таким образом, «вторая индустриализация» Сибири окончательно поставлена в повестку дня правительства. В рамках же президентского курса на модернизацию программа предусматривает выделение более 20 млрд. рублей на производство поликремния и моносилана в Усолье-Сибирском.
Вице-премьер подчеркнул, что выполнение ФЦП должно быть тесно увязано с принципами частно-государственного партнёрства, и привёл в пример корпорацию «Роснано». Через некоторое время один из руководителей корпорации в частной беседе «расшифровал» это положение на примере Иркутской области, где создание Байкальского наноцентра на базе технического университета тормозится, так как не выполняется условие совместного инвестирования. На наш вопрос «А если субъект Федерации не в состоянии внести свою долю финансирования?» последовал жёсткий ответ: «Пусть занимают деньги в банках под гарантии региона или ищут сторонних инвесторов». Так что осуществление ещё одной модернизационной программы в Приангарье пока весьма сомнительно. Впрочем, возник и тревожный вопрос: а не приведёт ли реализация многомиллиардной программы на ИАПО к болезненной реструктуризации и увольнениям? Но директор дирекции программы «МС-21» корпорации «Иркут» Сергей Гальперин нас успокоил. По его словам, полная сборка МС-21 будет идти только в Иркутске, именно сюда пойдут и поставки нового оборудования из Франции и Италии, для чего будет производиться дополнительный набор из молодых специалистов технических колледжей (прежде всего Иркутского авиационного). На вопрос о кооперации в создании лайнера с западными фирмами Сергей Гальперин ответил, что в России сейчас для массового производства микроэлектронных компонентов нет ни технической базы, ни своих технологий, «…даже для создания собственного софта не можем найти компанию-подрядчика».
Как пример успешного инновацонного развития с «абсолютного нуля» была рассказана история группы компаний «Полипластик», имеющей сейчас 14 новопостроенных заводов и выпускающей ежегодно более 200 тыс. тонн трубной продукции с чистой прибылью около 600 млн. рублей. Сейчас основная продукция «Полипластика» – это трубы новых типов для системы ЖКХ. Крайней географической точкой расширения компании стала Иркутская область, где на пустующей площадке бывшего завода полимеров АНХК созданы новые цеха.
В ходе бесед во время кофе-брейка и обеда выяснилось, что ещё одна фирма очень заинтересована в нашем регионе. Сергей Назаров, председатель совета директоров «Интерскола» – первой российской фирмы с китайским участием, продающей профессиональный электроинструмент для деревообработки в Европу и имеющей годовой оборот в 170 млн. долларов, прямо заявил: «Мы планируем перенести всю высокотехнологичную обработку аппаратов из Китая в Россию, желательно в Сибирь. Сегодня это дешевле делать у нас, чем в Китае, потому что там, где китайцам надо поставить двадцать человек, у нас работает один – оператор роботизированного комплекса «МСМ», а если и рынок сбыта рядом (т.е. в «лесном» регионе), то и производить, и продавать хай-тек дешевле дома».
Из докладов и бесед в кулуарах форума явно вырисовывалась достаточно определённая картина: Европейская Россия и Сибирь, всё больше связывающиеся технологической базой и транспортной инфраструктурой, неразделимы. Переходя от продажи сырья и товаров «первого передела» к высокотехнологичной продукции и даже хай-теку (пусть пока отдельными мелкими кластерами), мы перестаём быть колонией в экономическом смысле и занимаем своё место в мировой системе разделения труда.