Автопром пустили по этапу
Появление в регионе утилизатора автомобилей стало отправной точкой в реализации программы поддержки отечественного автопрома. До этого программа больше двух месяцев работала в области вхолостую: люди вставали в очередь на приобретение нового автомобиля, очередь росла, но никуда не двигалась. Ситуация изменилась в мае, когда на территории исправительной колонии № 15 в Ангар- ске был открыт пункт утилизации автохлама. К началу октября через него прошло уже больше 340 машин. Кому и почему выгодно превращать старые «Москвичи» и «Жигули» в груду металлолома, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.
Другое агрегатное состояние
500-метровая площадка на территории Ангарской исправительной колонии № 15 (ИК-15), на которой расположился утилизатор автомобилей, сейчас сплошь заставлена старыми кузовами. На входе – склад уже спрессованного в небольшие кубы металлолома, вдалеке – гора автомобильных шин, посередине – небольшой ангар. Завершает урбанистический пейзаж серый забор, за которым в нескольких сотнях метров видны границы территории колонии. Создавать утилизатор с нуля руководству ИК-15 не пришлось: все производственные мощности и лицензии на осуществление данной деятельности у них были задолго до объявления о старте программы. Единственное существенное изменение с начала её действия коснулось лишь числа занятых на этом участке: если раньше их было около 15 человек, то с начала лета здесь постоянно работает 30–50 осуждённых.
– Трудностей со свободными площадями не возникнет, даже если после продления программы ещё на год количество её участников возрастёт кратно, – говорит, указывая куда-то за пределы забора, исполняющий обязанности начальника центра трудовой адаптации осуждённых ИК-15 Александр Иванов. – Если понадобится, откроем ворота, и сюда войдёт ещё три-четыре тысячи автомобилей. Нет у нас и недостатка рабочих рук, так что никаких очередей не будет.
Данные о количестве утилизированных машин здесь уточняются ежедневно. Если с утра итоговая цифра была 340 автомобилей, то к обеду пригнали ещё три. У Александра Иванова есть точные данные по каждому месяцу: первые 12 машин поступили в мае, а в июне на утилизацию пришло уже 197 автомобилей, в июле – 36, в августе – 70, в сентябре – 25. Такие скачки в поставках автохлама в колонии объясняют отсутствием необходимого числа новых машин у дилеров. При этом зависимость количества первых от вторых прямая: приобрести новый автомобиль можно только после того, как поставлена печать об утилизации в сертификате от старого.
Впрочем, приходит на утилизацию не только хлам. Примерно половина автомобилей всё ещё на ходу. Несколько дней назад, по словам Александра Иванова, сюда пригнали «Жигули» в «почти идеальном» для металлолома состоянии. Однако на наивный вопрос корреспондента «Конкурента», можно ли их использовать с какой-то другой, более полезной целью, а не отправлять на переплавку, Иванов отрицательно машет головой.
– Это категорически запрещено условиями программы, – объясняет он. – Когда машина попадает на территорию утилизатора, это означает, что она снята с учёта в ГАИ. Такой машины больше нет. Теперь это металлолом.
Для того чтобы превратить автомобиль в металлолом, требуется от нескольких часов до нескольких дней. Процедура переработки простая: машину полностью разбирают и сортируют – на цветные и чёрные металлы, резину, пластик, стекло и прочее. Затем металлические части отправляются под 8-тонный пресс, откуда те выходят уже ровными кубами весом по 60–80 килограммов. Из кузова одного автомобиля получается в среднем около 10 таких кубов. Идут в ход и все остальные составляющие машины. «Резина поступает в дальнейшую переработку. Все масла и технические жидкости используем на собственном производстве для дальнейшего цикла, на пилорамах. Из производств у нас есть металлообработка, деревообработка, изготовление тары из пластика и другие. Так что нам есть где всё это применить», – перечисляет этапы этого почти безотходного производства Александр Иванов.
Извлекает ИК-15 из этого производственного участка и другую выгоду. Помимо денежной прибыли (за утилизацию одной тонны автохлама колония получает 6 тысяч рублей дохода) решается вопрос с занятостью осуждённых. «Прибыль на этом участке не бешеная. Основной показатель здесь – это трудоустройство осуждённых. Тем более что многие из них имеют иски и им надо чем-то платить по своим обязательствам. А с занятостью и время идёт быстрее, и мыслей плохих меньше, – рассуждает он и уточняет: – Проблем с дисциплиной нет, потому что режим у нас строгий».
В погоне за выгодой
Тем временем возможность купить автомобиль на 50 тысяч рублей дешевле его рыночной стоимости уже заинтересовала многих. По словам маркетолога ОАО «Иркутск-АвтоВАЗ» Владимира Михайлова, сегодня только у них в очереди на покупку машины по программе Минпромторга РФ стоит около 1800 человек. В ближайшие дни в дилерский центр должна поступить очередная партия новеньких автомобилей – около 200 штук, у каждого из которых уже есть свой владелец.
– По условиям программы, когда человек встаёт в очередь и затем получает сертификат, за ним на заводе-производителе закрепляется определённый автомобиль, – объясняет Владимир Михайлов. – И после этого он уже никому другому не может быть продан.
Сегодня самая продаваемая у дилеров «АвтоВАЗа» марка – «Лада». Приобрести её готовы примерно половина всех участников программы утилизации. Причём в основном спрос идёт на модели 2105 и 2107, более известные в народе как «пятёрки» и «семёрки». Машины других марок и производителей популярны куда меньше. Главная причина – в цене (стоимость заводской «пятёрки» сегодня около 200 тысяч рублей).
С остальными марками ситуация обстоит иначе: к примеру, в другом дилерском центре по программе утилизации можно приобрести внедорожник SsangYong. «Но цена на него около 800 тысяч рублей, поэтому сделки в рамках программы по таким моделям единичны. Как правило, их совершают люди, которые в принципе планировали приобрести такой автомобиль и при этом имели старый отечественный, который также собирались сдавать на утилизацию. Так почему бы, если так складываются обстоятельства, не сэкономить при этом ещё и 50 тысяч рублей», – рассуждает Владимир Михайлов. Сэкономить похожим образом можно при покупке автомобилей ещё примерно десятка марок зарубежных производителей – таких как Ford, Volkswagen, Renault, Nissan и другие. Впрочем, все они собираются исключительно на территории нашей страны, как того и требуют условия программы.
Время – деньги
Всего сегодня на территории области действуют 23 дилерских центра, которые по соглашениям с Минпромторгом работают по программе утилизации. Из них три – в Братске, один – в Усть-Илимске, все остальные – в Иркутске. При этом уже сейчас понятно, что свои цели программа оправдала: наибольший спрос, констатируют дилеры, пришёлся на автомобили отечественных производителей.
Всё это, кстати, привлекло в автомобильные салоны совершенно непривычную для них категорию клиентов. «Пенсионеры ведь обычно по салонам не ходят. А сейчас у нас стульев не хватает, чтобы все они могли сесть. Плюс очереди, каких раньше тоже не было», – рассказывает Владимир Михайлов.
Впрочем, очереди есть не только в самих салонах. Ждать приходится большинству участников программы, пожелавших купить машину отечественного производителя. С момента выдачи сертификата на утилизацию старого автомобиля и до получения нового проходит, как правило, несколько месяцев.
– Те, кто встал в очередь в марте этого года, свои машины получили примерно в начале лета, – рассказывает собеседник «Конкурента». – Сейчас очередь дошла до тех, кто подал заявки в июле-августе. Причин несколько: сначала в области не было предприятия-утилизатора, потом завод-производитель перестал справляться с объёмом заказов, а теперь сотрудники дилерских центров просто физически не могут обслужить быстро всех желающих. Мы ограничены как количеством рабочих рук, так и во времени. За день удаётся оформить примерно четыре-пять сделок. Свой личный рекорд мы поставили в июне, когда за день по программе было продано и оформлено 10 автомобилей.