издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автопром пустили по этапу

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Появление в регионе утилизатора автомобилей стало отправной точкой в реализации программы поддержки отечественного автопрома. До этого программа больше двух месяцев работала в области вхолостую: люди вставали в очередь на приобретение нового автомобиля, очередь росла, но никуда не двигалась. Ситуация изменилась в мае, когда на территории исправительной колонии № 15 в Ангар- ске был открыт пункт утилизации автохлама. К началу октября через него прошло уже больше 340 машин. Кому и почему выгодно превращать старые «Москвичи» и «Жигули» в груду металлолома, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.

Другое агрегатное состояние

500-метровая площадка на территории Ангарской исправительной колонии № 15 (ИК-15), на которой расположился утилизатор автомобилей, сейчас сплошь заставлена старыми кузовами. На входе – склад уже спрессованного в небольшие кубы металлолома, вдалеке – гора автомобильных шин, посередине – небольшой ангар. Завершает урбанистический пейзаж серый забор, за которым в нескольких сотнях метров видны границы территории колонии. Создавать утилизатор с нуля руководству ИК-15 не пришлось: все производственные мощности и лицензии на осуществление данной деятельности у них были задолго до объявления о старте программы.  Единственное существенное изменение с начала её действия коснулось лишь числа занятых на этом участке: если раньше их было около 15 человек, то с начала лета здесь постоянно работает 30–50 осуждённых. 

– Трудностей со свободными площадями не возникнет, даже если после продления программы ещё на год количество её участников возрастёт кратно, – говорит, указывая куда-то за пределы забора, исполняющий обязанности начальника центра трудовой адаптации осуждённых ИК-15 Александр Иванов. – Если понадобится, откроем ворота, и сюда войдёт ещё три-четыре тысячи автомобилей. Нет у нас и недостатка рабочих рук, так что никаких очередей не будет.

Данные о количестве утилизированных машин здесь уточняются ежедневно. Если с утра итоговая цифра была 340 автомобилей, то к обеду пригнали ещё три. У Александра Иванова есть точные данные по каждому месяцу: первые 12 машин поступили в мае, а в июне на утилизацию пришло уже 197 автомобилей, в июле – 36, в августе – 70, в сентябре – 25. Такие скачки в поставках автохлама в колонии объясняют отсутствием необходимого числа новых машин у дилеров. При этом зависимость количества первых от вторых прямая: приобрести новый автомобиль можно только после того, как поставлена печать об утилизации в сертификате от старого.

После пресса опознать в груде полученного металла свой автомобиль
уже не сможет никто

Впрочем, приходит на утилизацию не только хлам. Примерно половина автомобилей всё ещё на ходу. Несколько дней назад, по словам Александра Иванова, сюда пригнали «Жигули» в «почти идеальном» для металлолома состоянии. Однако на наивный вопрос корреспондента «Конкурента», можно ли их использовать с какой-то другой, более полезной целью, а не отправлять на переплавку, Иванов отрицательно машет головой.

– Это категорически запрещено условиями программы, – объясняет он. – Когда машина попадает на территорию утилизатора, это означает, что она снята с учёта в ГАИ. Такой машины больше нет. Теперь это металлолом.

Для того чтобы превратить автомобиль в металлолом, требуется от нескольких часов до нескольких дней. Процедура переработки простая: машину полностью разбирают и сортируют – на цветные и чёрные металлы, резину, пластик, стекло и прочее. Затем металлические части отправляются под 8-тонный пресс, откуда те выходят уже ровными кубами весом по 60–80 килограммов. Из кузова одного автомобиля получается в среднем около 10 таких кубов. Идут в ход и все остальные составляющие машины. «Резина поступает в дальнейшую переработку. Все масла и технические жидкости используем на собственном производстве для дальнейшего цикла, на пилорамах. Из производств у нас есть металлообработка, деревообработка, изготовление тары из пластика и другие. Так что нам есть где всё это применить», – перечисляет этапы этого почти безотходного производства Александр Иванов.

Извлекает ИК-15 из этого производственного участка и другую выгоду. Помимо денежной прибыли (за утилизацию одной тонны автохлама колония получает 6 тысяч рублей дохода) решается вопрос с занятостью осуждённых. «Прибыль на этом участке не бешеная. Основной показатель здесь – это трудоустройство осуждённых. Тем более что многие из них имеют иски и им надо чем-то платить по своим обязательствам. А с занятостью и время идёт быстрее, и мыслей плохих меньше, – рассуждает он и уточняет: – Проблем с дисциплиной нет, потому что режим у нас строгий». 

В погоне за выгодой

Наглядная иллюстрация процесса утилизации: что было и что стало

Тем временем возможность купить автомобиль на 50 тысяч рублей дешевле его рыночной стоимости уже заинтересовала многих. По словам маркетолога ОАО «Иркутск-АвтоВАЗ» Владимира Михайлова, сегодня только у них в очереди на покупку машины по программе Минпромторга РФ стоит около 1800 человек. В ближайшие дни в дилерский центр должна поступить очередная партия новеньких автомобилей – около 200 штук, у каждого из которых уже есть свой владелец.

– По условиям программы, когда человек встаёт в очередь и затем получает сертификат, за ним на заводе-производителе закрепляется определённый автомобиль, – объясняет Владимир Михайлов. – И после этого он уже никому другому не может быть продан.

Сегодня самая продаваемая у дилеров «АвтоВАЗа» марка – «Лада». Приобрести её готовы примерно половина всех участников программы утилизации. Причём в основном спрос идёт на модели 2105 и 2107, более известные в народе как «пятёрки» и «семёрки». Машины других марок и производителей популярны куда меньше. Главная причина – в цене (стоимость заводской «пятёрки» сегодня около 200 тысяч рублей).

С остальными марками ситуация обстоит иначе: к примеру, в другом дилерском центре по программе утилизации можно приобрести внедорожник SsangYong. «Но цена на него около 800 тысяч рублей, поэтому сделки в рамках программы по таким моделям единичны. Как правило, их совершают люди, которые в принципе планировали приобрести такой автомобиль и при этом имели старый отечественный, который также собирались сдавать на утилизацию. Так почему бы, если так складываются обстоятельства, не сэкономить при этом ещё и 50 тысяч рублей», – рассуждает Владимир Михайлов. Сэкономить похожим образом можно при покупке автомобилей ещё примерно десятка марок  зарубежных производителей – таких как Ford, Volkswagen, Renault, Nissan и другие. Впрочем, все они собираются исключительно на территории нашей страны, как того и требуют условия программы.

Время – деньги

Всего сегодня на территории области действуют 23 дилерских центра, которые по соглашениям с Минпромторгом работают по программе утилизации. Из них три – в Братске, один – в Усть-Илимске, все остальные – в Иркутске. При этом уже сейчас понятно, что свои цели программа оправдала: наибольший спрос, констатируют дилеры, пришёлся на автомобили отечественных производителей.

Всё это, кстати, привлекло в автомобильные салоны совершенно непривычную для них категорию клиентов. «Пенсионеры ведь обычно по салонам не ходят. А сейчас у нас стульев не хватает, чтобы все они могли сесть. Плюс очереди, каких раньше тоже не было», – рассказывает Владимир Михайлов.

Впрочем, очереди есть не только в самих салонах. Ждать приходится большинству участников программы, пожелавших купить машину отечественного производителя. С момента выдачи сертификата на утилизацию старого автомобиля и до получения нового проходит, как правило, несколько месяцев. 

– Те, кто встал в очередь в марте этого года, свои машины получили примерно в начале лета, – рассказывает собеседник «Конкурента». – Сейчас очередь дошла до тех, кто подал заявки в июле-августе. Причин несколько: сначала в области не было предприятия-утилизатора, потом завод-производитель перестал справляться с объёмом заказов, а теперь сотрудники дилерских центров просто физически не могут обслужить быстро всех желающих. Мы ограничены как количеством рабочих рук, так и во времени. За день удаётся оформить примерно четыре-пять сделок. Свой личный рекорд мы поставили в июне, когда за день по программе было продано и оформлено 10 автомобилей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры