издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Людмила Касаткина: «Мечтаю о комедии»

  • Автор: Светлана МАЗУРОВА, Санкт-Петербург, специально для «Восточно-Сибирской правды»

Народная артистка СССР Людмила Касаткина в нынешнем году отметила юбилей, с которым её поздравили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. И вот по телевизору идёт нестареющая комедия «Укротительница тигров», кстати, фильму исполнилось 55 лет, а передо мной сидит сама героиня – лёгкая, красивая, с великолепной молодой улыбкой. Кажется, годы щадят её, словно понимают: неувядаемая Людмила Касаткина – один из дорогих нашим сердцам кумиров.

Когда её спрашивают: «Сколько вам лет?», она отвечает, смеясь: «110!». «Как вы поживаете?». – «Я не поживаю, я работаю». – «Как вам удаётся сохранить фигуру и лицо?». – «У меня своя гимнастика. И никаких подтяжек!».

О себе рассказывает без утайки:

– Родилась в деревне под Вязьмой. Мне было четыре года, когда семья переехала в Москву. Решение стать актрисой было осознанным – я с 11 лет на сцене. Ходила в хореографический класс. И даже успела потанцевать на сцене оперной студии при Московской консерватории. В Театре Российской Армии (ЦАТРА) я работаю уже – страшно произносить такую цифру! – более 60 лет. 61 роль – почти все центральные! – сыграла. А вот в кино попала случайно. Снялась в 28 фильмах. Сама не верю, что столько сделано! И в клетку к хищникам входила, и с лошади падала, и даже в больницу с нервным истощением угодила. 

– Какие роли из фильмов вам особенно дороги?

– Конечно, самая первая роль – Леночки Воронцовой из  «Укротительницы тигров». И единственная «отрицательная» – монархистки в «Операции «Трест». Режиссёр Сергей Колосов (муж Касаткиной. – Авт.) «вёл» меня, комедийную актрису, к драматическим ролям и привёл к трагической в бесконечно дорогом мне фильме – «Помни имя своё». Он забрал столько душевных сил, что я год после него не снималась. Но не жалею. Там самая драматическая моя роль. Два месяца мы снимали в Освенциме. Фильм был показан во многих странах, его купили несколько государств.

Потом я сыграла в двух комедиях-опереттах: «Под крышами Монмартра» и «Принцесса цирка». Мне предлагали в основном положительные роли. Как Алексею Баталову. Очень люблю «Душечку» Чехова и «Дороги Анны Фирлинг» по пьесе Брехта (где я сыграла матушку Кураж).  Колосов снял «Укрощение строптивой» по нашему спектаклю в Театре Советской Армии, и за исполнение роли Катарины я получила приз «Золотая нимфа» на фестивале телевидения в Монте-Карло (1962 год).

Трудно создавался фильм «Вызываем огонь на себя». Он вышел на экраны в 1965 году, к 20-летию Победы, и произвёл огромное  впечатление на зрителей. Разведчица Аня Морозова – не вымышленный персонаж. Она действительно была разведчицей, которой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Играть эту роль было для меня большой честью. 

Но самой светлой, конечно, была комедия «Укротительница тигров». Этот фильм стал для меня бесценным подарком: благодаря ему я посетила больше 30 стран, среди которых особое впечатление на меня произвели Индия и Япония.

– Кто из партнёров по кино чаще других вспоминается?

– Всегда, когда меня приглашали сниматься, спрашивала: «А кто будет играть?». Есть очень трудные люди. В «Укротительнице тигров» Константин Сорокин, например, был резким, но не злым. Я очень боялась Сергея Филиппова. Великолепный актёр, человек интересный, эрудированный, но он казался сердитым. А вот Ниночка Ургант – солнышко! И Лёшенька Быков – просто ангел. Он каждый раз, когда не снимался, приходил на нашу съёмку – смотреть!

Кадочников был замечательным человеком и партнёром. И, как он говорил, я была его любимой партнёршей. Татьяна Ивановна Пельтцер – вообще прелесть! Мы много ездили с ней в поезде, в одном купе. Страшно сказать, только я и Ниночка Ургант живы, остальные мои партнёры все ушли: Суханов, Сорокин, Кадочников, Филиппов, Трофимов…

Когда мы снимали «Медовый месяц», Зоя Фёдорова только что вышла из тюрьмы, это была её первая съёмка. Яркая комедийная актриса, она столько пережила! Помню, мы попросили деревенских жителей нажарить нам грибов с картошкой. Зоя, почуяв запах, упала в обморок!

Мои любимые партнёры в «Душечке» – Роман Ткачук, Ролан Быков; в «Укрощении строптивой» – Андрей Попов (Петручио). 

– Вы переиграли чуть ли не весь мировой репертуар. Были роли, которые так и остались в мечтах?

– Были. Я безумно люблю Шекспира, но сыграла только в одной его пьесе – «Укрощение строптивой». А когда театр предложил мне роль леди Макбет, я отказалась – не люблю кровь. Ещё один любимый писатель – Чехов. Когда мне грустно, перечитываю его пьесы и рассказы. Новелла всего в две-три странички – и вдруг комок в горле от восторга или от слёз. Я сыграла «Душечку», Даму из рассказа «Месть» в короткометражном фильме-экранизации Ирины Поплавской (где моими партнёрами были Яншин и Вицин), в театре играла Елену Андреевну в спектакле «Дядя Ваня». Считаю, что могла бы сыграть и другие чеховские роли.

Есть большое желание – ещё сыграть в комедии. И в театре, и в кино. Но смешные роли не предлагают. А я мечтаю о такой пьесе, в которой комическая ситуация заканчивалась бы… горько.

– Вы и Зельдин (кстати, актёр того же Театра Российской Армии. – Авт.) – просто уникумы, живые легенды…

– Зельдину 95, и он в изумительной форме. Актёров моего поколения, которые ещё работают, в России осталось совсем мало. Очень люблю Алису Фрейндлих, она замечательно держится. Петербург носит её на руках. Это здорово!

– Людмила Ивановна, вашей осанкой многие восхищаются…

– У меня своя гимнастика. Стою у стула, как у станка. Моя спина уже не может согнуться – привычка, наверное! Если бы мне предложили что-либо пропагандировать, какой-нибудь вид спорта,  я бы выбрала гимнастику. 

– Вы соблюдаете диету?

– Ем всё, что хочу, но не переедаю. В столовой или кафе прошу: «Будьте любезны, мне половиночку!». После вечернего спектакля, даже если не успела днём пообедать, в кухню не захожу – там вкусные запахи, боюсь не устоять перед соблазном чем-нибудь полакомиться на ночь. Хватаю яблоко и ныряю в кровать с книжкой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры