Давайте сменим тон
Обсуждение проекта программы развития Иркутской области прошло в странном ключе
Как всем, наверное, известно, Иркутская область вот уже почти двадцать лет живёт и развивается без всякого плана, если не считать таковым бюджет на очередной год. Первое время всем казалось, что после чрезмерной заорганизованности советского времени должен пройти некий переходный период, а потом «невидимая рука» рынка сама настроит экономический «оркестр» области в соответствии с тональностью камертона спроса и предложения. Но вот прошло уже достаточно много времени, чтобы подвести итоги и признать: чуда не произошло, ничего само по себе не настроилось, и чтобы оркестр всё-таки продолжал существовать и развиваться, пора разучить новую пьесу.
Как мы уже рассказывали, в конце сентября правительство Иркутской области приняло решение вынести проект «Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011–2015 годы» на суд общественности – в первую очередь Законодательного Собрания, объединений предпринимателей и других структур. Очередное большое обсуждение проекта состоялось 7 октября во время заседания президиума Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» (ПТиП).
Разрешите доложить
С докладом о содержании программы перед предпринимателями и примкнувшими к ним депутатами выступил координатор проекта Артём Калошин, представляющий Центр стратегических разработок «Северо-Запад», который по заказу областного правительства разрабатывал документ. Господин Калошин рассказал участникам заседания об основных инвестиционных проектах, которые – как предполагается – будут реализованы в Иркутской области в плановый период, перспективах роста доходов бюджета (довольно скромных, в среднем всего на 2,2 млрд. рублей в год), динамике доходов и уровня жизни населения. По всем параметрам разработчики программы проявили вполне обоснованную сдержанность в планах и мечтаниях, не обещая ни сверхъестественного роста, ни сверхбыстрого обогащения. Даже перспективы развития нефтяной отрасли за счёт появления и весьма динамичного роста собственной добычи на территории Иркутской области не стали поводом для ненужного оптимизма: область, конечно, выиграет, если нефть с месторождений Восточной Сибири пойдёт к потребителям, но это не повод для расслабленности.
Господин Калошин, в частности, пояснил, что область должна не только развивать новые направления бизнеса, но и срочно модернизировать традиционные – внедрять новые технологии, переобучать персонал, участвовать в научно-исследовательской и выставочной работе, изучать спрос на внешних рынках. От того, что за последние годы эти слова, мягко говоря, набили оскомину, они не перестали быть истиной: конечно, внутренний рынок достаточно ёмок, чтобы переварить сырой брус или бензин, изготовленный вне всяких представлений о мировых стандартах, но пора уже перестать мыслить категориями позапрошлого века и торговать сырьём или товарами первого передела. Нужно менять и подход к работникам: времена негласного пожизненного найма должны бесповоротно уйти в прошлое, работнику же необходимо быть мобильным, гибким и иметь возможность быстро переучиваться на наиболее востребованную на сегодняшний день специальность. Если бы этот подход возобладал пять–десять лет назад, проблема моногородов исчезла бы сама собой.
Из этих ключевых задач естественным образом вытекает множество других: решение проблем равной транспортной доступности всех территорий области (а не только расположенных вдоль железных дорог и федеральных автотрасс), массового строительства жилья (причём по доступным ценам), обеспечения продовольственной безопасности, равного доступа к медицинским услугам и социально-культурной инфраструктуре для всех жителей области. О приоритетах можно спорить, задачи можно решать по отдельности или в комплексе, но в целом понятно, что программа нужна как можно скорее и спор можно вести только о том, как скоро она будет принята и из каких средств профинансирована.
Как бы не так
Едва координатор проекта завершил свой доклад, как стало понятно, что у членов президиума ПТиП свои представления о программе, её качестве и будущем области вообще. Первый же отклик, прозвучавший в зале после завершения доклада, ставил вопрос ребром: кто будет отвечать за выполнение предложенной программы? Этот вопрос, заметим, был задан ещё до того, как программа, пройдя все круги дискуссионного ада в Законодательном Собрании, Общественной палате и прочих структурах, была бы одобрена и принята. Почему-то никто из членов президиума не задал другой, не менее актуальный вопрос: а почему программа, о необходимости которой все присутствующие знали ещё десять лет назад, не была принята, скажем, пять лет назад? Или три года назад? Многим членам президиума, вероятно, пришлось бы признать и свою долю ответственности: именно они провели по два-три срока в креслах депутатов Законодательного Собрания, отработали на высоких должностях в администрации или правительстве области – и кое-кто даже персонально отвечал как раз за разработку аналогичных документов при предшественниках нынешнего губернатора.
У Артёма Калошина, имеющего, судя по выступлению, весьма небольшой опыт публичных выступлений, не было, видимо, ни представления о том, кто перед ним сидит, ни желания перекладывать ответственность на других – поэтому он заявил, что ответственность за исполнение программы будет возложена на министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы областного правительства, которое будет ежегодно составлять план реализации программы и, вероятно, отчитываться об исполнении плана предыдущего года. Увы, это ответ, возможно, и верный с точки зрения аппаратной работы правительства, но в корне неверный политически.
Ответственность за исполнение «Программы социально-экономического развития» должна быть разделена между правительством, Законодательным Собранием – как равноценной правительству второй ветвью власти, – муниципальными властями, бизнесом, общественными объединениями (в том числе ИРОР «Партнёрство товаропроизводителей и пред-
принимателей») и населением области. Исключение из схемы любого элемента ставит под сомнение всю программу. Разумеется, для того, чтобы каждый элемент чувствовал себя сопричастным и ответственным за будущее области, придётся проделать огромную работу – как минимум донести её содержание до большинства взрослого населения области.
Мера и степень ответственности
Члены президиума ПТиП, однако, расценили заявление Артёма Калошина как освобождение от ответственности их самих. Несколько человек тут же принялись настойчиво выяснять, как программа в своём нынешнем виде может улучшить быт селян до уровня городского. Это, между прочим, были люди, которые отработали в сельском хозяйстве по тридцать – сорок лет. И, стало быть, не они должны спрашивать с чиновников, почему в сельской местности люди живут в халупах, а чиновники – с них, с работодателей, выплачивающих своим работникам недостойную зарплату и не создавших условий для достойной жизни. Увы, чиновники не могут себе позволить говорить прямо даже в тех случаях, когда неправота оппонента очевидна. Не могут, например, прямо ответить своему предшественнику, задающему с ни к чему не обязывающей позиции наблюдателя убойный, как ему кажется, вопрос: «Как вы на такую-то сумму сделаете больше, чем мы сделали на сумму в два раза большую?». Ответ же мог быть очень простой: добьёмся, чтобы до сельских жителей дошла вся выделенная сумма, а не то, что осталось после усушки, утруски и выплаты отката. Кто-то скажет, что это невозможно, – что ж, многие дела считались невозможными до тех пор, пока их не осуществили.
Члены президиума почему-то сразу решили, что проект принесён им на суд и расправу, поэтому уже с третьего-четвёртого выступления перестали стесняться в выражениях. Группе разработчиков пришлось, например, отвечать на вопрос, считают ли они свой проект «серьёзным документом». Надо полагать, Центр стратегических разработок создавался не для того, чтобы в бирюльки играться, и уж точно никто из критиков проекта ни сам, ни с группой товарищей ничего подобного не сделал до сих пор и не сможет в будущем. Каждый из членов президиума ПТиП, сама организация и любое другое общественное объединение, безусловно, заслуживают уважения как специалисты в своей области, но точно такого же уважения заслуживают и сотрудники ЦСР, которые подготовили документ, охватывающий все отрасли и все структуры экономики области. Можно (и нужно!) критиковать недостатки проекта, никто, надо полагать, не запрещал вносить предложения и дополнения, но вот заявлять «мы не можем принять программу» – это уж извините.
«Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» – общественное объединение. Возможно, одно из самых весомых в регионе, может быть, даже самое мощное по потенциальным возможностям мобилизации сил, средств и ресурсов. Но – не единственное в области и не обладающее какой-либо властью разрешать, запрещать или решать за других. При полном и безусловном уважении мнения ПТиП нужно всё-таки сказать, что у иных общественных объединений может сложиться своя оценка проекта, свой взгляд на перспективы области. Члены президиума, например, не верят в перспективы развития туризма в Иркутской области, справедливо указывая на сезонность существующего потока гостей региона.
Интересно, станет ли для них сюрпризом тот факт, что все туроператоры, все сотрудники агентства по туризму и многие общественные объединения ломают голову над той же проблемой и – как ни странно – даже находят способы привлекать туристов не только летом и не только на Байкал. Как говорится, кто хочет – тот ищет способы, кто не хочет – ищет причины, чтобы не делать. Если бы шестьдесят лет назад руководство СССР согласилось с теми, кто предлагал поддерживать в Иркутской области «традиционные отрасли», мы бы до сих пор жили только за счёт леса, золота, слюды и угля. Кто-то готов взять на себя ответственность за то, что спустя шестьдесят лет в области так и будут работать три ГЭС, десяток ТЭЦ, три-четыре ЛПК и пара алюминиевых заводов? Очень сомневаюсь.
Ищите суть
Учёный, сменивший Эйнштейна на посту заведующего кафедрой в одном из университетов, вспоминал, что при приёме на работу ему предъявили два условия: не нарушать установленный в университете дресс-код и вообще уважать тех, кто стоит в служебной иерархии выше него. О научной и преподавательской работе речи вообще не шло, настолько им надоел своим свободным от условностей поведением гениальный физик. Члены президиума ПТиП поступили точно так же: когда им принесли документ, который, пусть не слишком точно, не слишком убедительно, но всё-таки давал описание ближайшего будущего области, они потребовали, чтобы тот, кто докладывал о программе, был в чине заместителя губернатора или хотя бы министра. Чем это было бы лучше, понять невозможно: текст от такой перестановки не изменится, а спорить, к примеру, с Владимиром Пашковым многие участники встречи, наверное, поостереглись бы.
Региону же не нужен документ, с которым все согласны только потому, что его разработал и подписал человек, чей авторитет непререкаем по определению, – нужна нормальная программа, прошедшая серьёзное предметное обсуждение; программа, в которую внесены все необходимые коррективы и которая благодаря этому может считаться если не воплощением совершенства, то хотя бы воплощением общественного согласия по конкретным вопросам.