Не работа, а служение
Сегодня российские учителя отмечают свой профессиональный праздник
«У нас за эту учительницу битвы», – предупредили в региональном министерстве образования, когда мы искали героиню для праздничного репортажа. Побывав на уроке литературы во втором классе иркутской гимназии № 25 у Натальи Владимировны Малиновой, мы в это вполне поверили. Хотя сама Наталья Владимировна весело посмеялась над своей славой, заметив, что в этой битве «пострадавших нет».
Был обычный урок литературы у второклашек. Разбирали трёхстишие японского автора Исса, жившего в 18 веке. Послушав детский литературный анализ, я уяснила, что ночью «игрушки ходят по кровати», «цветы выходят из горшков и разгуливают по комнате», а самый мелкий кустик получает приглашение на праздник – «день рождения Луны». Ещё узнала, что в данном произведении применён литературный приём «олицетворение».
– А кто вспомнит, как называется японское трёхстишие? – обращается к классу учительница. Нет, не пугайтесь, дети всё-таки не вспомнили, что оно называется хокку. Но в следующий раз, может быть, вспомнят.
Потом читали отрывок из сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане». Отрывок был о том, как Ёжик увидел белую лошадь и ему стало интересно, захлебнётся она в тумане или нет. Вспомнили и знаменитый мультфильм. Оказалось, его все любят и смотрят. Анализ отрывка был не менее интересным и захватывающим.
Ёжик у Сергея Козлова, по мнению детей, смешной «поэт» и «исследователь», который «от красоты даже вздрагивает».
– А разве можно от красоты вздрагивать? – удивляется Наталья Владимировна.
– Можно, можно, – тянутся ребячьи руки. – Иногда идёшь, идёшь, и вдруг красота в глаза бросится – аж вздрогнешь!
В общем, детство, оно и остаётся детством. Видит красоту и умеет от неё вздрагивать. Хотя Наталья Владимировна говорит, что ребятишки стали совсем другими, и ей, конечно, виднее. Изменились социальные условия жизни, сильно влияют на неокрепшую психику компьютер и телевизор. В частности, стало больше гиперактивных детей, которые совершенно не могут усидеть на одном месте.
Иным стал стиль отношений между взрослыми и детьми. Кстати, за всё время урока я так и не услышала от Натальи Владимировны призывов соблюдать тишину и дисциплину. Дисциплина была, а тишины – нет, не было. В классе стоял равномерный рабочий гул и тянулся целый лес рук в ответ на любой вопрос. Сразу видно, что ребятам здесь комфортно и уютно. Вот и Наталья Владимировна говорит, что во главу угла в своей работе ставит создание дружного коллектива, в котором каждый принимает другого. В такой почти семейной атмосфере каждый ребёнок раскрывается, словно цветок, и становятся видны все его способности и таланты.
Вот что бесспорно стало другим, так это содержание урока. На уроке идёт постоянный диалог между учителем и учениками. Вместе они делают выводы, вместе открывают глубину произведения. «Сейчас так интересно, – говорит Наталья Владимировна. – Это не то, что раньше, когда мы сидели и целый урок читали по цепочке». Да и тексты теперь другие. А родители стали гораздо больше внимания уделять образованию детей.
Умудрённые жизненным опытом родители говорят, что в первый класс ребёнка нужно отдавать не в школу, а учителю. Наверно, так и есть, ведь от личности первого учителя во многом зависит, будет ли ребёнок хорошо учиться в школе, или нет. В каждой школе обязательно есть такие учителя, которым можно доверить своё чадо. Лишь бы они не переводились, несмотря на все реформы образования.
Наталья Владимировна Малинова работает в школе уже 29 лет, из них 24 года – в гимназии № 25 в Солнечном, почти с момента её открытия. Но и сейчас, после всех лет работы, для неё самое трудное – воспитывать в себе терпение, умение принимать детей такими, какие они есть. Ведь детки разные бывают, а учитель должен принять и полюбить каждого. Именно поэтому быть учителем никогда не было и не будет просто работой, но всегда – служением. Вырастила их до четвёртого класса и отпустила в старшую школу. А потом приходят новые дети, и всё начинается заново.
Всех своих ребятишек Наталья Малинова помнит. «Я могу забыть фамилию, но по именам помню всех», – говорит Наталья Владимировна. Впрочем, может не узнать в лицо. Всё-таки дети растут и сильно меняются. В этом случае обязательно окликнут, напомнят о себе сами. Первой учительнице на своих учеников обижаться не приходится. «Пока ещё ни один не прошёл мимо, не поздоровавшись при случайной встрече, – говорит Наталья Владимировна. – Ради этого стоит работать».
– Моя первая учительница была и первой учительницей моей мамы, – вспоминает Наталья Малинова свои школьные годы. – Жили мы в то время на Украине, в городе Ровно. Отец был военным, и родители поездили по стране, а я поменяла много школ и учителей. В третьем классе довелось поучиться даже в малокомплек-тной школе. Удивительно, но ни одного учителя я не могу вспомнить худым словом. Может быть, мне просто везло. И вот что удивительно: когда я закончила школу, родители мои служили за границей. Мне пришлось уезжать на родину и самостоятельно поступать в институт. Поэтому я снова вернулась на Украину, а моя первая учительница наставляла меня перед моим самым первым уроком. Она учила меня разным премудростям: как зайти в класс, как стоять, как говорить.
Настораживает только, что сейчас в школе так мало молодых специалистов. В этом году в школе № 25 появилась одна молодая учительница, на неё теперь возлагают большие надежды. Может быть, в следующем году придёт ещё одна, из своих же выпускников. Тогда будет совсем здорово. Да, вот ещё что. Совсем недавно в Москву ушли документы на присвоение Наталье Малиновой звания «Заслуженный учитель РФ».