«Летописцы» священного озера
В культурно-выставочном центре на Байкале, в п. Старая Ангасолка (149 км. КБЖД), открылась выставка двух иркутских художников, отца и сына – Павла и Олега Авенариусов, под названием «Славное море – Священный Байкал».
На этой выставке Байкал предстаёт перед нами во всей своей мощи и великолепии, со множеством мысов, бухт, островов, горных рек и хребтов, восходов и закатов, с неисчерпаемой палитрой красок и цветовых переходов.
С нескрываемым восхищением и преклонением перед величием священного озера, его красотой художники рассказывали о своём творчестве. Павел Анатольевич и Олег Павлович с гордостью говорили о том, как поэтапно объехали Байкал по всему периметру. Они в шутку называют себя авантюристами, потому что могут сорваться с места и поехать туда, где царят красота природы и величие храмов, где рождается масса впечатлений и идей для творчества. Так было, когда они ездили по Байкалу, жили в палатках, так было, когда их приглашали во Владимир, в Германию, так и теперь, когда они оказались в Старой Ангасолке… Кажется, что вольный ветер, мощь и свобода в самой душе художников, и, увлекаясь сами, они увлекают за собой зрителей.
Немного об авторах выставки. Павел Анатольевич Авенариус родился в 1944 году в г. Москве. Закончил военное авиационное техническое училище в г. Иркутске, высшее военное авиационное училище им. Я. Алксниса в г. Риге, 5 курсов факультета станковой живописи и графики ЗНУИ г. Москвы в 1984 г. Лауреат II Всесоюзного фестиваля народного творчества (1987 г.). Член Союза художников России с 1995 года. Награждён дипломами от регионального выставкома и Союза художников.
Цель творчества Павла Авенариуса – максимально приблизиться к натуре, раствориться в ней. В этом смысле он выступает как продолжатель одной из традиций русского реализма, корни которой в живописи Левитана, а в Сибири – в творчестве Лебединского, Тетенькина.
Павел Анатольевич – убеждённый и строгий реалист. Он не приемлет никакой условности, любит чёткий рисунок, правильное перспективное построение. Однако он не пассивный отражатель – в его объективности есть своя позиция, осознание того, что природа драгоценна сама по себе, независимо от нашего субъективного восприятия. Его работы «Рыбаки в Чивыркуйском заливе», «Непогода на мысе Заворотном», «Мыс Нюрганский» никого не оставят равнодушным.
Павел Авенариус постоянный участник зональных, областных, всероссийских выставок. Его произведения представлены в Омской, Новосибирской картинных галереях, в галерее «Останкино» в Москве, в частных коллекциях граждан России, Швейцарии, США, Польши, Израиля, Японии, Южной Кореи, Китая, Германии и Голландии. Кроме того, Павел Анатольевич прекрасный судомоделист. Его модели находятся в частных коллекциях Санкт-Петербурга и Москвы.
Олег Павлович Авенариус родился в Иркутске в 1969 году. Учился в Керченской художественной школе. С 1989 по 2008 гг. служил на различных офицерских должностях российской армии, не прекращая заниматься живописью. Учителями для него стали такие мастера живописи, как П. Гречишкин, Д. Исаков и, конечно, его отец Павел Авенариус. Этюдный материал для своих работ Олег Павлович брал на пленерах живописных мест Крыма, Урала, Сибири и на величественных и суровых просторах Байкала. Олег Авенариус – неоднократный участник выставок в составе Иркутского отделения Союза художников.
Реалистичные пейзажи молодого живописца необычайно красивы, автору удаётся передать величие и гармонию природы, что подвластно только художнику-мастеру. Его пейзажи достаточно глубоки, богаты по колориту и содержанию, в них чувствуется наделённая чувством красоты тонкая натура художника. Пейзажи очаровывают, притягивают к себе, хочется находиться среди них и впитывать красоту этих мест. «Золотой вечер», «Над седым Байкалом», «Сарма на подходе» и другие картины запомнятся многим посетителям.
С трепетной любовью к Байкалу и с благодарностью к авторам мы уносили с собой необычайно красивый, манящий к себе, немного загадочный живописный образ священного озера, созданный авторами. И я поняла, что это одна из тех выставок, на которой хочется побывать не единожды.