Чего нам ждать от 10 октября?
Избирательная кампания 2010 года близится к завершению
10 октября в России день единого голосования. В стране завершится 7584 выборных кампании различного уровня, в том числе выборы глав 2519 муниципальных образований, Законодательных собраний шести субъектов Федерации и 14 муниципальных образований.
Партийный процент
В Иркутской области будут голосовать за глав семи сельских поселений, 14 мэров городов и районов, а в 11 муниципальных образованиях – за депутатов городских и районных Дум. В общей сложности из 1 млн. 880 тыс. избирателей региона в орбиту муниципальных выборов вовлечено 685288 человек.
Единственная партия, которая выставила своих кандидатов почти на все мандаты, – это «Единая Россия». Ещё восемь десятков членов «Единой России» приняли участие в предвыборной гонке в порядке самовыдвижения. То есть самовыдвиженцев у единороссов почти столько же, сколько официальных кандидатов, например, от КПРФ.
Получается, что «скамейка запасных» у команды «Единой России» длиннее, чем у других участников соревнований? Похоже, что так. Ситуация в Иркутской области вполне укладывается в тенденцию по России в целом. По словам руководителя рабочей группы при президиуме Генерального совета «Единой России» по анализу обращений граждан, связанных с нарушениями в период избирательных кампаний, депутата Государственной Думы Татьяны Вороновой, в этой избирательной кампании «Единая Россия» выдвигает своих кандидатов на замещение порядка 93–98% мандатов. На 52 тыс. мандатов партия выдвинула более 50 тыс. кандидатов. «ЕР» не скрывает, что цель – представлять кандидатов на все 100% мандатов.
Другие партии не могут похвастаться таким потенциалом. По данным Центральной избирательной комиссии, кандидаты от КПРФ выдвинуты лишь на 11% избирательных мандатов, ЛДПР – на 8%, «СР» – на 7%. В Иркутской области парламентские партии тоже далеко не всегда готовы побороться за пост мэра города или района. В общей сложности, по информации Избирательной комиссии Иркутской области, за 14 мэрских мандатов будут бороться 25 самовыдвиженцев и 36 представителей парламентских партий: 14 – от «Единой России», 10 – от ЛДПР, по шесть – от КПРФ и «Справедливой России». Таким образом, КПРФ и «Справедливая Россия» не смогли выдвинуть кандидатов более чем в половине мэрских избирательных кампаний.
Например, в Нижнеудинске кандидата на пост мэра выдвинула только «Единая Россия», а ни у КПРФ, ни у «Справедливой России» претендентов не нашлось. Не интересны кандидатам от КПРФ посты мэров в Заларинском, Зиминском, Качугском районах, без коммунистов пройдут выборы мэров Тайшетского, Усть-Кутского и Чунского районов.
Это мало согласуется с заявлениями первого секретаря обкома КПРФ Сергея Левченко о том, что коммунисты будут выдвигать своих кандидатов во всех муниципальных образованиях, где проходят выборы мэра, на старте кампании. Конечно, возможно, что часть беспартийных кандидатов, сочувствующих КПРФ, предпочли непростой путь самовыдвиженца. «У них просто физически нет людей для того, чтобы они могли конкурировать с нами», – не согласна депутат Государственной Думы Татьяна Воронова.
Мнение населения – учитывается
«Единая Россия» отказала в поддержке некоторым действующим мэрам. Так, в Тулуне это Виктор Пивень. Здесь единороссы поддерживают председателя Думы Тулуна Юрия Карих. В Свирске единороссы не стали выдвигать мэра Владимира Алфёрова и поддержали председателя комитета жизнеобеспечения городской администрации Черемхова Владимира Орноева. Без поддержки «Единой России» остался и мэр Нижнеилимского района Семён Гендельман.
При принятии решения были исключены личные симпатии и антипатии. В первую очередь учитывалось мнение избирателей. «Чтобы получить данные о настроении населения во всех муниципалитетах области, мы провели репрезентативные исследования с привлечением профессионалов, используя два главных параметра – внутрипартийные праймериз и социологический срез», – так объяснил партийное решение секретарь политсовета Иркутского регионального отделения «Единой России» Александр Битаров. Подразумевается, что деятельность тех мэров, которые не получили поддержку, оценена как неудовлетворительная.
Умная политика или давление на психику?
«Единая Россия» декларирует стремление к сотрудничеству со всеми здравомыслящими силами. Уступив в этом году на мэрских выборах в Иркутске и Усть-Илимске, партия не встала на путь конфронтации, а, напротив, постаралась найти с избранными мэрами какие-то точки соприкосновения, наладить нормальный рабочий контакт.
Результат тонкой политики налицо: мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов, бывший член «Справедливой России», подписал заявление о выходе из партии и вступил в движение сторонников «ЕР». Прессе своё решение Ташкинов прокомментировал так: «Считаю правильным выстраивать вертикаль на всех уровнях власти».
Ранее решение присоединиться к движению сторонников партии «Единая Россия» принял и мэр города Иркутска Виктор Кондрашов. Говоря об этом, он подчеркнул, что курс на созидание, который проводят Дмитрий Медведев и Владимир Путин, для него близок по духу. «Работая в тесной взаимосвязи с партией «Единая Россия», удастся эффективнее решить проблемы жителей Иркутска, а это прежде всего снос ветхого жилья, ремонт домов, модернизация городского здравоохранении, приведение в порядок внутригородских дорог, налаженная работа городского транспорта», – отметил мэр Иркутска.
Это решение нашло понимание и поддержку в региональном политическом совете «ЕР». «У нас есть единые подходы и взгляды на развитие города, на изменение качества жизни, на партийные проекты «Единой России», которые могут быть внедрены на территории города и Иркутской области. Виктору Ивановичу эти идеи близки. Стратегические задачи и цели партии предусматривают улучшение качества жизни, и мэр Иркутска с этим согласен», — так прокомментировал это событие секретарь регионального политического совета Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Битаров.
Когда два умных человека – и притом имеющих опыт успешных избирательных кампаний и вполне способных защитить себя от всякого давления извне – принимают одинаковые решения, это не может не дать богатую пищу для размышлений.
И в том, и в другом случае приоритетом для мэра являются не личное благо и спокойствие, а интересы своих избирателей. Решение вступить в сторонники «Единой России», очевидно, принято в результате анализа ситуации, проведённого в спокойной рабочей обстановке, свободной от азарта избирательной гонки.
Конечно, подобные решения – болезненная пощёчина для самолюбия оппозиционных партий. Но создаётся впечатление, что такой пересмотр приоритетов – явление для российской политики вполне обычное. И дело совсем не в несуществующем давлении на мэров со стороны «Единой России». Скорее, речь идёт о том, что ответственный человек на посту главы города или района обнаруживает разительное несоответствие между лозунгами, под которыми он шёл к власти, и тем, что требует от него исполнение его новых обязанностей. На место вчерашних призывов к нестабильности, радикализму, революционным ломкам быстро приходит осознание необходимости в стабильном, уверенном и постепенном развитии.
Какому кандидату подписи не мешают?
Впрочем, тезис о давлении на представителей оппозиции, конечно, в избирательной кампании используется – более того, для некоторых партий он является ключевым. Часто это не только звонкая политическая фраза, но и попытка прикрыть откровенные промахи в организации работы избирательных штабов.
Особенно это касается кандидатов-самовыдвиженцев. Задача собрать требуемое для регистрации количество подписей избирателей оказывается для них неподъёмной. Например, в Нижнеилимском районе только половина из десяти самовыдвиженцев, заявивших о готовности участвовать в выборах мэра района, сумели пройти через регистрационное сито. Среди тех, кому территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации, оказался и действующий мэра района Семён Гендельман. Не правда ли, готовый сценарий истории о коварных кознях «Единой России»? Однако, рассмотрев иск бывшего кандидата, Нижнеилимский суд оставил решение избиркома в силе.
По данным Центральной избирательной комиссии, в целом по России количество отказов в регистрации кандидатам снизилось на 3% – и самовыдвиженцам, и от оппозиционных партий. Как ни странно, самое большое количество отказов в регистрации по России как раз у кандидатов от партии «Единая Россия». Но это – лишь следствие закона больших чисел, считает депутат Государственной Думы Татьяна Воронова: «У нас и самое большое количество выдвиженцев. На этих выборах у нас порядка 600 отказов. Коммунистам, к примеру, отказано всего 200 кандидатам».
В отдалённых территориях уже началось голосование: на вездеходах члены территориальной комиссии добрались до отдалённых посёлков Качугского района, уже проголосовали жители некоторых сёл Чунского района, идёт досрочное голосование в Усть-Кутском и Усть-Илимском районах.
Избирательная кампания, по сути, завершилась. Кандидаты – и самовыдвиженцы, и представители партий – рассказали о своих взглядах, сформулировали предложения, расставили политические акценты. Теперь слово за избирателем.