издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оплаченное детство

Детский сад станет доступнее для каждого 17-го ребёнка-очередника

В Иркутской области 53,7 тысячи детей числятся в списке со странным названием: «Регистрационный учёт по устройству в детские сады». Чиновники призвали СМИ не будоражить общество. И назвали тех, кто, по их мнению, «реально нуждается». 19 тысяч малышей от трёх до семи лет «не охвачены» общедоступными и бесплатными детсадами, как то гарантирует ФЗ «Об образовании». К 2011 году в регионе должны появиться 1110 новых мест в садиках. Простое арифметическое действие – и мы узнаем, что в сад сможет пойти каждый семнадцатый ребёнок. Остальным шестнадцати – путь к няням или в частные сады. Родителям стоит приготовить, как выяснил «Конкурент», от 10 до 18 тысяч рублей в месяц. Потому что, пока чиновники решатся компенсировать хоть часть из этих денег, дети просто вырастут.

Парламентский «круглый стол» на тему дошкольного образования, прошедший во вторник, носил название «Детям – детские сады». А вот «Детские сады – детям» – это уже проект «Единой России». Просьба не путать. В регионе, как уверил министр образования Виктор Басюк, 57% детей от года до семи всё же попали в детсады. Это немного меньше, чем по России (59,1%), но зато больше, чем в СФО (53,3%). А в крупных городах, таких как Иркутск и Ангарск, и вовсе более 60% детей не сидят у мам дома. Но при этом разбег в цифрах крупный. В той же Зиме, к примеру, это всего лишь 35%. «Когда мы говорим о том, сколько введено садиков, сколько будет введено, упоминаем, как правило, города Иркутск, Ангарск, Шелехов. Дальше не идём, это пресловутая «средняя температура», – подчеркнула председатель Иркутского отделения Союза сельских женщин Нина Суворова. 

Несмотря на почти 60-процентный «охват», в августе на регистрационном учёте по устройству в детские сады числилось 53,7 тысячи детей от рождения до семи лет. Виктор Басюк призвал СМИ не паниковать, а дать «реальную» цифру нуждающихся. Детей от трёх до семи лет, которым не досталось мест в детсадах, – 19 тысяч. В 2009 году из-за кризиса областная программа поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009–2014 годы не финансировалась. В этом получено 97,5 млн. рублей. Для сравнения: один новый детсад в Черемхове, по заявлению мэра города Вадима Семёнова, обойдётся в 280 млн. рублей. То есть средств программы примерно в три раз меньше, чем стоит один новый садик. До конца года ещё семь детсадов будет отремонтировано и реконструировано. Появится 1110 мест, и только каждый семнадцатый ребёнок от трёх до семи лет сможет пойти в детсад. В «благополучном» Иркутске более восьми тысяч малышей стоят на регистрационном учёте, сообщила  и.о. начальника департамента образования Иркутска Валентина Бужигеева. 

Из этой группы более семи тысяч малышей – от рождения до трёх лет. Если сопоставить оставшиеся 1,2 тысячи с цифрой в 1690 новых мест в детсадах к 2012 году, то получится очень радужно – через два года все дети от трёх до семи лет будут «охвачены» заботой государства. Только дети вырастут, а им на смену придут как раз те самые «пока не рассматриваемые» семь тысяч. Рождаемость не собирается падать, по оценкам того же минобразования, до 2014 года. 

Многие родители спешат записать в детский сад только что родившихся малышей

Но строить в массовом порядке новые сады власть не собирается. Как и возвращать старые. С 1996 по 2006 год было закрыто и перепрофилировано 375 садов, однако реально вернуть можно попытаться 147 зданий, сказал Виктор Басюк. Они хоть немного соответствуют нормам СанПиН. Однако во многих из этих 147 зданий сейчас находятся те же дома ребёнка и детские клубы. Местные власти предложили двигаться в общероссийском тренде и «уплотнить» существующие сады. По оценке минобразования, в теории в регионе возможно открыть ещё 559 групп. В реальности – около 200, поправился министр. «Это 10 дополнительных учреждений, которые не надо строить», – сказал Виктор Басюк. Только Ангарск пообещал  98 новых групп. «Для того чтобы мы не имели марш матерей с колясками в Ангарске, необходимо всего 54 группы», – пояснил министр. 

С завтрашнего дня вступают в силу  санитарные правила для дошкольных учреждений, подписанные главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. В группе детского сада должно быть не более 20 детей, в яслях – не более 10.  Как заявляла ранее начальник департамента образования администрации Иркутска Валентина Перегудова, в Иркутске группы наполнены по 22–24 человека. Но губернаторам же как-то надо выполнять проект «ЕР», и потому на прошлой неделе томский глава Виктор Кресс обратился к секретарю генсовета партии власти Володину с просьбой смягчить нормы СанПиН. 

А иначе «уплотнять» детей придётся в нарушение предписания главсанврача России. 

Власти предлагают ещё одну схему – стимулирование частного сектора. Виктор Басюк указал на опыт Пермского края – там в бюджетах всех уровней закладываются субсидии в 5 тысяч рублей на каждого ребёнка до трёх лет, не попавшего в детсад. Они выдаются на основании договора с ИП или организацией, имеющей право на работу с детьми. Деньги перечисляются прямо в частный детсад. Однако никто не гарантирует, что схема субсидирования частных садов не родит новую коррупционную лазейку, когда чиновники будут выдавать права на такую деятельность приближённым людям. Ну и о субсидиях. В Иркутской области несколько лет пытаются вернуть прежнюю, отменённую в связи с дефицитом компенсацию родителям всего в 2 тысячи рублей за ребёнка до трёх лет. И никак не могут. Несмотря на то что все согласны – даже по 2 тысячи рублей это будет в два раза дешевле, чем строить новые детсады. «В 2004 году уровень обеспеченности детсадами был 56,9%, сейчас – 57%, положительной динамики никакой», – отметил полномочный представитель областной организации профсоюзов в ЗС Валерий Лукин.  

«Конкурент» обзвонил несколько частных «детсадов». В кавычках, потому что детсадами они называются условно. К классическому саду у государства слишком много разнообразных требований, регулируемых, по крайней мере, десятком постановлений. И хотя эти требования для негосударственных учреждений носят «примерный» характер, для того, чтобы получить лицензию, надо доказать, что у тебя есть не противоречащая государственным нормам программа для детсада, методическая база, педагоги, необходимые площади для занятий, включая и практические, и лабораторные, а также место для медобслуживания и питания детей. Всё должно соответствовать нормам СанПиН. Нужны заключения Роспотребнадзора, пожарной службы. И много чего ещё. В Иркутской области 157 дошкольных муниципальных образовательных учреждений не имеют лицензии. Это примерно 18% от общего числа. Из негосударственных лицензию имеют 76%. Но чаще всего предприниматели бегут от слов «детский сад». 

«Мы не детский сад, – заявила нам владелица одного из иркутских садов, который, по озвученным данным службы по контролю и надзору в сфере образования, не имеет лицензии. – Мы работаем как детский досуговый центр. Предоставляем игровую площадку. У меня высшее педагогическое образование, я сама сижу со своим ребёнком, и решила: почему бы не взять других детей?»  – сказала она. Женщина пояснила, что её решение отказаться от статуса детсада связано прежде всего «с трудностями российского законодательства». 

Форм существования «учреждений для детей» масса. Причём многие стараются выйти за рамки лицензирования. На многочисленных интернет-форумах, посвящённых теме организации частных детсадов, так прямо и пишут: «Хотите открыть «детский центр» – открывайте. А прежде чем его оформить (зарегистрировать ваше предприятие), подумайте: стоит ли? Для чего вам разрешения «надзоров» и «контролей»? Регистрацию можете рассматривать как способ потратить впустую время, деньги и нервы… Да, и вот ещё что: в названии вашего заведения лучше ни о каком «развитии» не поминайте. Так, детский досуговый центр». Даются развёрнутые схемы, как уйти от грозящего тратами и нервами словосочетания «детский сад». «Лучше оформлять как АНО – меньше налогов и рисков. В принципе, по этой схеме почти все работают», – рассказывает опытный руководитель частного садика. В Иркутске тоже есть такие «центры» под вывеской автономной некоммерческой организации. С одной стороны, они как бы вышли из тени, у них есть лицензия, с другой – возможность заработка. Достаточно набрать в «Яндексе» «частные детские сады, Иркутск», чтобы выпали те самые АНО. Только там вам расскажут, что они – вовсе не детсады, а лицензированные образовательные центры с частичными функциями детсадов. Такие учреждения обычно серьёзно завязаны на муниципалитет, поскольку по законодательству могут получать часть средств на своё существование из бюджета. А остальное – за массу «дополнительных» услуг образовательного и иного характера – с родителей. Это некая новая рыночная форма и действительно почти не детсад. 

 Кстати, президент РФ Дмитрий Медведев уже предложил в новом законе «Об образовании» закрепить эти новые формы работы с детьми. «Вроде бы это и не детский сад, а с другой стороны, там дети собираются, – размышляет президент. – И мы понимаем, что запретить это нельзя, наоборот, это полезная деятельность, но тогда там должны применяться другие критерии». 

Пока же в иркутских частных садах ждут льгот по аренде и субсидирования родителей, которые, кстати, обещал мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Но когда это будет – неизвестно. Родители соглашаются на коррупционные схемы. Несколько человек из опрошенных «Конкурентом» признали факт сделок, но заявили, что не хотят рассказывать о них даже анонимно. «Я взглянула на очередь и поняла, что она подойдёт тогда, когда сын в университет поступит, – сказала нам иркутянка, просившая себя не называть. – Выхода не было – я пошла к знакомой и через неё сын был устроен в садик. В нашем случае плата была символической, в виде материальной помощи самому саду». Для честных есть легальный путь. Но дорогой. Расценки в частных детсадах и АНО Иркутска колеблются от 10 до 18 тысяч рублей в месяц.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры