Город- корпорация
Иркутск должен стать узнаваемым, как «Макдоналдс» или «Газпром», считают в мэрии. В ближайшее время будут разработаны положения конкурса. По результатам определится организация, которая займётся созданием фирменного городского стиля. Завершить все работы необходимо до празднования 350-летия Иркутска, намеченного на сентябрь следующего года. Эксперты говорят, что это очень своевременный и грамотный шаг, однако на реализацию замысла остаётся совсем мало времени.
Разработать фирменный стиль города на этой неделе предложил глава комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов. Идея прозвучала после того, как начальник отдела оформления городской среды мэрии Анна Никтовенко рассказала о вариантах награждения меценатов, на средства которых в столице Приангарья к 350-летию будет поставлен памятник жёнам декабристов. Всего на рассмотрение участников высшего административного комитета было представлено 10 вариантов оформления сертификатов, один из них предлагалось утвердить как основной.
Алексей Альмухамедов на это заметил, что в ближайшем году городу неоднократно придётся решать, как именно оформить тот или иной сертификат и другие декоративные элементы. «Лучше, если это будет делаться в рамках единой концепции», – сказал он. И предложил «создать для города нормальный брендбук».
– Это должен быть сборник описаний того, что и как необходимо делать, – объяснил Альмухамедов. – Иначе получается, что мы каждый раз заново выполняем эту работу. И в результате получаем разномастный набор элементов, никак не связанных между собой и идеологически не подкреплённых.
В связи с этим комитету по градостроительной политике, а также комитетам по экономике и информационной политике поручено разработать положение конкурса, по его результатам будет определена организация, которая займётся брендбуком. Причём сделать это, как рассказал начальник управления по информационной политике и связям со СМИ Павел Бицура, нужно в самое ближайшее время. «Сроки очень короткие. К юбилею города эта работа должна быть завершена», – подчеркнул он.
Впрочем, как пояснил Павел Бицура, идея появления своего фирменного городского стиля возникла в мэрии давно, подготовка к 350-летию только актуализировала эту задачу. Элементы оформления, разработанные к юбилею, станут лишь одной из составляющих будущего городского стиля, о создании которого сейчас идёт речь.
«Как и любая уважающая себя корпорация, мы должны иметь чёткие правила использования своего имени. Сегодня в оформлении есть огромный разнобой, мы столкнулись с тем, что приходим в один комитет, и там предлагают одно, приходим в другой – другое», – рассказал он.
Разработка единой концепции оформления позволит устранить этот «разнобой». При этом учитывать она должна всё: от стилистики написания, шрифтов, фирменных цветов до расположения элементов оформления и использования символики города – герба и флага.
По замыслу представителей мэрии, разработка фирменного городского стиля станет одним из этапов по формированию визуальной составляющей бренда столицы Приангарья.
– Сегодня все мы находимся в большом информационном потоке, – прокомментировал Бицура. – Формирование узнаваемого городского стиля позволит людям выхватывать необходимую информацию в общем потоке. Ведь, условно говоря, когда мы видим букву «М», мы сразу догадываемся, что это «Макдоналдс», а когда видим бело-голубой логотип, понимаем, что это «Газпром».
Руководитель дизайн-группы по подготовке Байкальского экономического форума Любовь Можаева считает, что это грамотный, современный и своевременный шаг со стороны мэрии. «Это позволит городу привлечь внимание к себе, что необходимо делать. Причём, несмотря на то что времени до празднования осталось уже немного, момент сейчас самый подходящий. И в любом случае хорошо, что эту работу решили провести», – сказала она.
Похожего мнения придерживается и заместитель директора по маркетингу Агентства регионального маркетинга (Новосибирск) Ирина Шмакова. Однако она подчёркивает, что формирование единого городского стиля и бренда города – «две разные истории», стоимость и сроки работы над которыми несоизмеримы.
– Если выработка единого стиля оформления – дизайнерская задача, а в случае с юбилеем речь вообще идёт о хорошей упаковке события, то работа по созданию бренда города – это исключительно маркетинговый подход, – считает она.
Причём предполагает он, по словам Ирины Шмаковой, прежде всего большую исследовательскую работу. «Здесь необходимо учитывать и историю города, и стратегию его дальнейшего развития, и существующую городскую среду, и массу других факторов. Плюс в целом понимать, для чего и для кого разрабатывается бренд. Поэтому это задача не одного года и не на один миллион рублей», – сказала она «Конкуренту».