Знакомство с планетой Земля
О самых высоких вершинах, о самых крупнейших пустынях, о самых глубоких озёрах мира говорят на уроках географии. Рассуждают, почему вокруг Байкала существуют древние вулканы. Спорят, что ждёт землю: потепление или похолодание. Узнают, почему в Байкале так много эндемиков. «Педагог должен не только рассказать о нашей планете, но и вызвать у ребят исследовательский интерес», – считает Людмила Валентиновна Бубнова, учитель географии иркутской школы № 24. Для неё «процесс познания – захватывающее занятие», и эту живую потребность любить и узнавать окружающий мир разделяют и её ученики.
Вообще-то школа № 24 – обычная общеобразовательная школа, но, находясь в социуме Академгородка, она держит марку. Педагоги не упускают возможность провести занятие в стенах научных институтов, чтобы ребята могли пообщаться с учёными: «Мы можем побывать на сейсмостанции Института земной коры, посмотреть на жизнь растений в СИФИБРе, увидеть Сатурн или Луну в обсерватории ИГУ; в Институте солнечно-земной физики ученики узнают про солнечные пятна, ведь одно дело смотреть на картинку в учебнике, а другое – увидеть планету в телескоп или рассмотреть растение под микроскопом».
Людмила Валентиновна старается познакомить своих учеников с природой родного края, чтобы они копили эти разнообразные знания. Школьники побывали во многих уголках нашей области: на Ольхоне, в Аршане, Голоустном, ходили в походы на Ангасолку, в Баргузинскую долину. Как правило, у этих мероприятий всегда несколько целей: отдохнуть, удивиться, восхититься, но главное – познакомиться с чем-то новым и собрать материал для исследований. «Мне важно разбудить у ребёнка интерес к познанию, развивать мышление: тогда он будет нестандартно подходить к решению разных проблем», – говорит Людмила Валентиновна. «Всё, за что берёшься, нужно делать творчески, а иначе зачем?» – вот жизненный принцип педагога.
Со своей будущей профессией Людмила Бубнова определилась ещё в детстве: «Мне нравилось заниматься детьми. Даже играя на улице, я всегда старалась их чем-нибудь занять. Придумывала игры, забавы, а когда мне было 10 лет, научила пятилетних соседских малышей читать. Географию я выбрала потому, что она интегративна по своей природе и не может быть только узким предметом, – говорит Людмила Валентиновна. – Изучать гео-графию невозможно без знаний экономики, биологии, астрономии…». Наверное, именно поэтому, будучи биологом-географом, Людмила Валентиновна закончила в БГУЭП курсы для учителей по экономике, а сейчас учится в аспирантуре ИрГСХА по специальности «Экология» и увлекается астрономией. «Наука – это романтика», – утверждает педагог. Среди её лучших учеников – будущая интеллектуальная элита. Например, Настя Панькова, выпускница 2009 года, поступила в МГИМО. Людмила Валентиновна вовремя поддержала в своей ученице интерес к экономике. Исследовательская работа школьницы была посвящена аутсорсингу в ипотечном кредитовании, и сейчас Настя, уже студентка 2 курса факультета внешнеэкономических связей, продолжает заниматься исследованиями. Ещё одна воспитанница, Ванда Гервазюк, решила пойти в науку и учится на втором курсе географического факультета ИГУ. В рейтинге результатов ЕГЭ у Ванды 2 место в Иркутске. А у Людмилы Валентиновны подрастает достойная смена. Егор Богданов, ученик 7 класса, уже определился со своим будущим: он намерен стать археологом и совершить великое открытие. Его стремления разделяет друг и одноклассник Алёша Портнягин. У парня исследовательская жилка в крови: его родители занимаются наукой. «Заселение и хозяйственная деятельность человека на острове Ольхон и в селе Посольском в эпоху палеолита» – так называется совместная научная работа ребят. По теме собран и археологический материал. «Это просто удовольствие, когда ты исследовал что-то и твой труд оценили окружающие», – делится Алёша Портнягин. А вот Соня Степанова работает в сотрудничестве с Лимнологическим институтом над темой «Морфологическая вариабельность Baikalospongia dzhegatajensis» (Соня с этой работой заняла 1 место на Всероссийской конференции в Санкт- Петербурге). Девочка рассказывает, что её папа работает в Институте солнечной физики, мама – в Институте земной коры, а сама она решила стать биологом и пойти работать в Лимнологический институт.
«Я чувствую ответственность за этих ребят, – говорит Людмила Валентиновна, – за их души, за их судьбу. Раз в наших руках такое хрупкое создание, как ребёнок, нужно по максимуму приложить усилия, чтобы ему было комфортно, чтобы он развивался, формировался как личность. Для этого я отдаю все свои силы и знания».