Депутаты Законодательного собрания открыли новый парламентский сезон
В минувший четверг состоялась первая в нынешнем парламентском сезоне сессия Законодательного Собрания Иркутской области. За время каникул накопилось много вопросов, требующих рассмотрения депутатов, поэтому повестка заседания оказалась достаточно насыщенной. За один день работы сессии парламентарии приняли 35 законов и 26 постановлений.
Перед рассмотрением основных вопросов сессии перед депутатами выступила председатель областного парламента Людмила Берлина, она о приоритетах работы депутатов на ближайшие месяцы. Один из таких приоритетов – разработка программы социально-экономического развития региона, которая будет представлена на суд парламентариев на октябрьской сессии Законодательного Собрания области.
«Безусловно, программа социально-экономического развития Иркутской области должна учитывать приоритеты, заложенные в федеральной стратегии развития Сибири в целом. Сегодня как никогда востребованным мне видится принцип экономического единства Иркутской области. Он подразумевает интеграцию планов развития отдельных муниципальных образований, разных секторов экономики в единую стратегию, определяющую общие цели, задачи, этапы развития и механизмы их достижения», — подчеркнула Людмила Берлина.
Не менее важная тема, и она стала предметом рассмотрения сентябрьской сессии, – изменение правового положения государственных учреждений. Речь идет о федеральном законе, который предусматривает разделение бюджетных учреждений на три вида: казенные, бюджетные и автономные. Людмила Берлина отметила, что закон ни в коем случае не должен привести к расширению спектра платных услуг или ухудшению их качества и доступности. На сентябрьском заседании депутаты приняли решение создать рабочую группу, которая будет вести мониторинг исполнения федерального закона. К слову, весь нынешний год члены Законодательного Собрания провозгласили годом депутатского контроля. Это значит, что депутаты берут под контроль исполнение всех законов, принятых в первом созыве.
Развитие бюджетной политики всегда было приоритетом законотворческой деятельности, но сейчас эта тема приобретает особую актуальность. К 2015 году вся страна должна перейти на бездефицитные бюджеты, с таким заявлением выступил президент Дмитрий Медведев. Значит, и наша область в течение четырех лет должна научиться жить по средствам. «При этом мы не сокращаем социальные обязательства перед жителями области. Нам нужно развивать проекты, создавать новые рабочие места. Эта кропотливая работа», — говорит председатель ЗС.
В 2011 году областной центр отметит юбилей, и депутаты активно участвуют в подготовке к этому событию. Это еще один приоритет работы парламентариев. «Юбилей Иркутска – это, безусловно, праздник, и все мероприятия, которые запланированы, должны быть реализованы. Но нам надо развивать Иркутск как элемент инвестиционной привлекательности всей области, как комфортную среду для тех, кто прибывает в наш регион», — считает Людмила Берлина. 350-летию Иркутска был посвящен депутатский час, который состоялся в рамках прошедшей сессии.
«Депутатский час» завершил работу сессии, а перед этим депутаты приняли ряд важных законов. Парламентарии одобрили поправки в бюджет-2010. Как сообщил заместитель министра финансов области Алексей Зезуля, доходы областной казны пополнились на 3,9 млрд. рублей. Практически на такую же сумму увеличились расходы. Дефицит равен 5,8%.
Из общей суммы доходов три млрд. рублей составили безвозмездные поступления из федерального бюджета. В свою очередь, из этих денег 900 млн. рублей – это дотация федерального центра на сбалансированность, из них 765 млн. будет направлено на завершение строительства «ледового дворца» в Иркутске.
Федерация направила области 2,1 млрд. рублей на целевые расходы. В том числе 1,253 млрд. рублей – на жилье для ветеранов, 42 млн. рублей – на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, 109 млн. рублей – на бюджетные инвестиции, 97 млн. рублей – на поддержку малого предпринимательства, 88 млн. рублей – на жилье для сирот, 128 млн. рублей – на квартиры для молодых семей, 122 млн. рублей составили прочие безвозмездные поступления.
Собственно доходы области пополнились благодаря налоговым и неналоговым поступлениям (815 млн. рублей) и доходам от оказания платных услуг (59 млн. рублей). Дополнительные доходы также пойдут на увеличение финансирования некоторых областных программ, бюджетные трансферты муниципалитетам и заработную плату бюджетникам. Здесь речь не идет о повышении, деньги выделяются на статьи, которые раньше не были обеспечены полностью.
Алексей Зезуля отметил, что государственный долг Иркутской области остался на прежнем уровне — 8 млрд. 698 млн. рублей, то есть 19% от суммы доходов.
Депутаты одобрили поправки в Программу социального развития села, которые предполагают увеличение финансирования на 70,6 млн. рублей из областного бюджета. Дополнительные деньги решено направить на завершение строительства школ в Боханском и Аларском районах и сокращение сроков строительства ЦРБ в поселке Куйтун.
А вот изменения в Программу поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009-2014 годы депутатов не порадовали. На сессии выяснилось, что из документа исчезли несколько объектов, которое до этого в документе значились. Тут же на министра посыпались вопросы. «В Нижнеудинском районе очередь в детский сад больше двух тысяч человек. По какой причине из программы сняли деньги на открытие детсада в районе? Чья в этом вина? Муниципалитета? Или дело в экспертизе? И остаются ли средства на 2011 год?», — требовал ответа председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев.
По словам министра образования Виктора Басюка, когда формировалась эта программа, его министерство запросило у муниципалитетов гарантийные письма, что к осени у них будет готова проектно-сметная документация на объекты. Однако четыре территории так и не смогли подготовить документы, поэтому детские сады, заявленные в программу этими территориями, были исключены.
Депутата Юрия Фалейчика интересовал вопрос, насколько оправдано строительства за счет областной программы детского сада в Иркутске (микрорайон Ново-Ленино). За иркутских ребятишек вступилась председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Татьяна Семейкина. Она сказала, что в областном центре тоже не хватает детских садов, и иркутяне вправе рассчитывать на поддержку регионального бюджета.
Председатель социально-культурного комитета Ирина Синцова отметила, что ее комитет одобрил поправки в программу, но ввиду особой актуальности проблемы, депутаты решили взять под особый контроль подготовку документации в муниципалитетах.
На сентябрьской сессии депутаты во втором и окончательном чтении приняли закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области». Депутаты полагают, что этот закон с неприметным названием должен совершить революцию в деле борьбы с «черными лесорубами». Необходимо отметить, что попытки решить одну из самых острых для региональной экономики проблем предпринимались не один раз. Достаточно вспомнить идею одного из бывших губернаторов Александра Тишанина организовать лесные терминалы с маркировкой каждого бревна.
В этот раз законодатели решили использовать положительный опыт, накопленный в Забайкальском крае. Группа разработчиков закона, в которую вошли депутаты ЗС, сотрудники правоохранительных органов, юристы, отправились к соседям. Оказалось, что забайкальцы разработали эффективную систему контроля за оборотом древесины. За четыре года работы количество пунктов приема древесины сократилось в три раза, объем экспорта леса снизились в 2,5 раза, причем без ущерба для бюджета. Потери от деятельности нечистых на руку предпринимателей сократились с 500 млн. до 120-150 млн. рублей в год.
Законодательство позволяет вводить режим чрезвычайной ситуации при ущербе более пяти миллионов рублей. В Забайкальском крае ЧС была объявлена в девяти районах области. Ту же меру депутаты предложили ввести в наших лесных районах. Ведь объем ущерба в Иркутской области ничуть не меньше. По приблизительным подсчетам, потери государства от деятельности «черных лесорубов» составляют полмиллиарда долларов в год. Введение режима даст лесной милиции Иркутской области больше полномочий и позволит оперативно реагировать на нарушения.
Главная новация закона – обязательная регистрация всех пунктов по приему древесины в областном правительстве, а также регулярные отчеты предпринимателей. Это позволит отследить путь древесины из леса к потребителям. Сильной стороной закона является то, что в нем нет отсылочных норм. Порядок проведения регистрации и отчетности прописан в самом тексте документа.
Депутат Олег Каньков предложил разработчикам закона продумать вопрос, как трудоустроить людей, которые сейчас работают на нелегальной заготовке древесины. Решение проблемы предложил депутат Гавриил Франтенко: «Принятие закона – это прямая поддержка сельского хозяйства. В лесу работает большое количество трактористов, которые без труда могут найти работу в сельском хозяйстве».
«Мы понимаем, на какие экономические интересы наступаем с принятием этого закона. Но если у него и были противники (а реакция при обсуждении документа была разная), то при окончательном рассмотрении закона никто не рискнул высказаться «против», чтобы не уподобиться герою пословицы «На воре шапка горит», — сказал после заседания председатель комитета по недропользованию, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик.