Жизнь за рулём
Павел Иванович Латышев – настоящий человек-легенда. О его жизни можно писать книги, каждый его день был насыщен событиями до предела. 21 сентября ветеран отпраздновал свой столетний юбилей. Большую часть этих лет сибиряк посвятил работе водителем в «Востсибугле». В его машине ездило не только всё руководство предприятия, но даже Никита Хрущёв и Фидель Кастро, гостившие на Байкале.
Полный кавалер «Шахтёрской славы», Павел Иванович родился в семье бывшего военного. Иван Латышев попал в плен во время русско-японской войны 1904-1905 годов, обучился там столярному мастерству и, когда вернулся на Родину, остался в Иркутске. Со своей будущей женой он также познакомился в столице Приангарья. В 1908 году родился старший брат Павла Латышева, в 1910-м – он сам, и ещё через девять лет – их младшая сестра. Как положено, в семь лет Павлика отдали в школу, но грянула Октябрьская революция и все учебные заведения закрыли на несколько лет, до прихода в Иркутск Красной Армии. К тому времени девятилетний мальчуган уже заметно перерос первоклассников, поэтому учёба ему не понравилась. Закончив 6 классов, Павел Латышев устроился в одну из автомастерских, которые открывались в Сибири на базе 5-й армии. В то время в Иркутске активно использовался гужевой транспорт, автомобили были в диковинку, а именно с ними ему предстояло работать.
– Автомастерские занимались тем, что восстанавливали полуразрушенные автомобили, которые оставались от интервентов, – говорит ветеран. – С этих мастерских и началась моя трудовая жизнь и любовь к автомобилям.
За несколько лет Павел Иванович прошёл путь от ученика до начальника мастерских. В 30-х годах решил получить образование и пробовал поступить в Иркутский авиационный техникум, но из-за повреждения слуха, полученного в детстве, не прошёл. Поступил в автодорожный, женился, родились дети. Чтобы прокормить семью, по вечерам работал водителем автобуса. Позже, когда началось освоение Арктики, Павел Латышев устроился водителем для полярной авиации. Возил горючее в Качуг, Жигалово, Усть-Кут и Киренск.
– Зимой ездили в одну сторону по 700–800 километров, – вспоминает юбиляр. – Маршрут прокладывали прямо по льду рек.
За тяжёлую работу на северных перевозках сибиряка наградили Почётной грамотой полярника. А дальше… началась Великая Отечественная. В армии сибиряк состоял в переменном составе и с началом войны был демобилизован во «вторую очередь».
– Мне уже шёл 31 год, – продолжает Павел Латышев. – Ребята помоложе рвались на фронт, но им неустанно повторяли, что для фронта нужны люди в тылу, чтобы работать на заводах. Для производства боеприпасов из Москвы в Иркутск пере-бросили завод № 540. Работали днём и ночью, по 12–18 часов, иногда и сутками. И так все четыре года до конца войны.
Военные годы настолько истощили здоровье Павла Ивановича, что он долгое время не мог работать. Из Наркомата перевооружения приходили предложения о работе, звали в Москву, но иркутянин остался в родном городе.
– Мне посоветовали сходить к директору Иркутского драмтеатра, – рассказывает Павел Иванович. – Он как раз искал себе хорошего водителя, который починил бы его трофейный «Фиат», а я эти машины знал как свои пять пальцев.
Однажды к театралам заглянул начальник административно-хозяйственного отдела Агафонов, который в то время обеспечивал иркутский театр углём. Спросил про «Фиат» и про водителя. Директор театра так рас-
хвалил своего «рулевого», что Агафонов стал переманивать водителя в личные шофёры к директору комбината Дудаеву. На предприятие как раз привезли американский «Паккард», а опытного водителя пока не нашлось.
– Можно сказать, что автомобиль меня подкупил, – улыбается шофёр. – Так с 1947 года и началась моя работа в «Востсибугле».
Больше чем за тридцать лет он был личным водителем пятерых руководителей комбината. О каждом помнит и отзывается лишь тёплыми словами.
– С Дудаевым в 1947 году проработал совсем недолго, – вспоминает начальников легендарный работник компании. – Затем пришёл Мефодий Александрович Дмитриев. При нём была сильная дисциплина. С ним я четыре года проработал. На смену ему пришёл Алексей Николаевич Зайцев, после которого из Кузбасса приехал настоящий угольщик Михаил Николаевич Маркелов. С ним я проработал целых 17 лет.
Во время работы на комбинате при Маркелове был создан совнархоз, где он стал председателем, а Павел Иванович – его водителем.
– Все поручения начальства выполнял я, – вспоминает ветеран. – Встречал руководителей разных уровней, развозил депеши. После Маркелова руководителем «Востсибугля» стал Михаил Иванович Щадов.
С двумя этими руководителями Павла Ивановича связывала не только работа, но и хорошие дружеские отношения.
За всю свою жизнь Павел Латышев проехал по дорогам больше 3 млн. километров без единой аварии. Аккуратного водителя даже отметили знаками безаварийной езды трёх степеней. Равных за рулём Павлу Ивановичу в Иркутске нельзя было найти, поэтому именно ему всегда доверяли встречать и возить на Байкал известных политических деятелей. Например, знаменитого Фиделя Кастро.
– Охотники подарили Кастро медвежонка, – делится воспоминаниями Павел Иванович. – Так его посадили в машину. Всю дорогу я переживал, как бы зверь не повредил салон семиместного правительственного автомобиля «ЗИЛ-110». В другой раз возил в Братск Генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущёва, который приехал на открытие ГЭС.
В 79 лет знаменитый водитель ушёл на пенсию, но до сих пор продолжает активную жизнь. Много читает, помогает с ремонтом соседям, что-нибудь мастерит.
– Его сложно застать на месте, – говорит дочь Павла Ивановича Юлия. – Отец постоянно занят делом, не может без работы усидеть.
Гордится Павел Латышев своей уникальной коллекцией карточек, на которых застыли «Фиаты», «Паккарды», «ЗИМы» и «Татры». За рулем каждой из них он провёл немало часов, знает каждую деталь, каждый звук мотора. Внуки и правнуки с восхищением слушают, как дедушка рассказывает о своей насыщенной жизни.
– В моём альбоме практически вся история автомобильного транспорта, – говорит юбиляр. – Автомобили – это моя страсть.
Мы от всей души поздравляем Павла Ивановича Латышева с замечательным юбилеем! Желаем ему здоровья, благополучия и достатка!