Горячая тема
Тепло в жилые дома Иркутска начали подавать с 20 сентября. С этого дня можно смело прислушиваться к журчанию воды в трубах и трогать стояки в ожидании того, что они потеплеют. Как и поступают большинство потребителей, не особо вникая в техническую сторону процесса. А корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Николай БРИЛЬ решили взглянуть на начало отопительного сезона в буквальном смысле с другой стороны и отправились на одну из городских котельных, чтобы посмотреть, как «запускают» тепло.
Муниципальные котельные, которые обеспечивают теплом дома в Иркутске, были переданы в управление ЗАО «Байкалэнерго» ещё три года назад. Так что в первую очередь мы обратились к главному инженеру компании Валерию Кондратенко с вопросом, какие теплоисточники уже запущены и на каких пуск ещё только предстоит. И выяснили, что из 29 котельных к 20 сентября заработали 27, а оставшиеся две – котельная «ИЗО» в Иркутске II и «Московская» в районе улицы Трактовой – запустят в понедельник. Их персоналу осталось только дождаться «отмашки» со стороны Иркутской городской теплосбытовой компании и участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ. В том, что они заработают, как только сбытовики дадут «добро», сомневаться не приходится – Валерий Кондратенко заверил нас, что «по котельным вопросов нет». Вопрос был только один: «Какую из них выбрать?».
Котельная с историей
Мы направились в Иркутск II. Выбор пал на котельную «ИЗО» неспро-ста – в 2010 году ей исполнилось 100 лет, как и Иркутской ТЭЦ-2, юбилей которой с помпой отмечали в июне. «Она ещё царской постройки, сначала работала на угле, а в советское время её перевели на мазут, – рассказал мастер управления теплоисточников ЗАО «Байкалэнерго» Александр Куроленко. – Рядом с ней раньше располагались изопропункт и областной сборный пункт призывников, отсюда наши деды и прадеды на Великую Отечественную войну уходили, они сразу тут в эшелоны грузились». Котельная помнит и не менее печальные события российской истории – в списках жертв сталинских репрессий упоминаются кочегар Александр Жуков, механик Прокопий Климов и столяр Фёдор Нехорошкин, работавшие на изоляционно-пропускном пункте станции Иркутск II ВСЖД. Их арестовали 28 февраля 1938 года по «политическим» статьям и расстреляли 15 дней спустя, реабилитированы посмертно они тоже были одновременно, в 1957 году. Глядя на старые здания вблизи котельной, можно вживе представить, как они каждый день ходили мимо них на работу и как по дороге, ведущей от управления Иркутского авиазавода, за ними приехал «воронок».
Впрочем, историческая аура есть только у здания котельной – оборудование, само собой, с довоенных времён не сохранилось. Но самый старый агрегат установили ещё в Советском Союзе, в 1955 году. «Котёл хороший, он сделан из высококачественной стали, так что нагрузку тянет нормально», – отметил наш собеседник. За выдачу мощности котельной – 4,2 Гкал в час – отвечает именно он, ещё два агрегата, смонтированные в 2002 и 2005 годах, стоят в резерве. Отапливаются жилые дома по улицам Почтамтской и Военной линии, аптечные склады, дорожная техшкола ВСЖД. По словам Александра Куроленко, у котельной есть резервы, позволяющие обеспечить теплом новые здания. «К нам приходили строители, представители железной дороги, просили мощности на новые дома, – сказал он. – У нас есть запас на тот случай, если будет строительство, опять же, место для домов есть».
Дрова для мазутной котельной
Благодаря резервам котельная должна без сбоев пройти отопительный сезон. Тем более что в прошлую аномальную зиму обошлось без непредвиденных ситуаций. «В этом году, я думаю, у нас должно быть всё в порядке, зимой будем тепло в дома давать», – добавил наш собеседник, не забыв при этом трижды сплюнуть через левое плечо. Уверенности добавляет тот факт, что оборудование котельной перед отопительным сезоном отремонтировали. Самый заметный в буквальном смысле результат ремонта – перекрашенная труба (именно на неё советовал ориентироваться Валерий Кондратенко в поисках котельной), у которой вновь залили фундамент и сменили растяжки.
В тот момент, когда мы подъехали на место, из неё как раз начал валить дым. Это произошло примерно через пять часов после того, как в 11 утра Иркутская городская теплосбытовая компания дала «добро» на подключение котельной к сетям. Перед этим машинисты – 20 сентября их в котельной было шестеро вместо обычной смены из двух человек – запустили циркуляцию в тепловых насосах котельной. После этого персонал проверил автоматику и контрольно-измерительные приборы, как это предписано инструкциями. «Какого-то одного рубильника, на который нажимают для подачи тепла, нет, нужно выполнить целый комплекс строго регламентированных процедур», – ответил Александр Куроленко на дилетантский вопрос о том, есть ли в котельной какая-то особая задвижка, которую открывают в начале отопительного сезона.
Одной из этих регламентированных процедур является прогрев котла. К 16 часам его уже растапливали с помощью дров. Если точнее, в него загрузили 10 кубометров древесины. В тот момент, когда мы приехали, в топку забрасывали очередную партию дров, и машинист при виде фотографа попросил потом обязательно написать, что их используют не в качестве топлива, а только для растопки. «Технически это объясняется довольно просто: у мазута температура вспышки составляет 70 градусов, – пояснил Александр Куроленко. – Так что его предварительно нужно разогреть, без этого не разожжёшь. Была бы дизельная котельная, мы бы её запустили сразу, без дров». А для того, чтобы заработало оборудование на мазуте, пар из котла предварительно подаётся на обогрев ёмкостей с топливом. Их роль на котельной «ИЗО» выполняют три железнодорожные цистерны, каждая из которых рассчитана на 60 тонн жидкости. Здание с ними находишь безошибочно – по запаху мазута, который даже далёкий от энергетики человек не спутает ни с чем.
«Дымососы с вентиляторами уже запущены, и как только мы прогреем ёмкости, будем переходить на мазут», – добавил собеседник газеты. Переход этот произошёл в день запуска, так что с вечера 20 сентября котельная начала подавать тепло в дома. Проработает она до конца отопительного сезона без перерывов. А когда зима закончится, её здание ожидает капитальный ремонт. «Раньше, конечно, строили на века, но за сто лет уже появились трещины, местность ведь здесь болотистая, – подытожил Александр Куроленко. – Так что надо бы поддержать котельную».