Кодекс не писан
Более четырёх сотен миллионов рублей выделено по итогам сессии ЗС дополнительно в казне Иркутской области на зарплату бюджетников. Около 25% из них – госчиновникам. Как пояснили в минфине, пришлось заложить в бюджете ещё 69,4 млн. рублей на жалованья, поскольку с увольнениями чиновников на областной казне остаётся обязанность полгода выплачивать госслужащим «материальную компенсацию» в размере полной зарплаты. На этой же сессии прошёл второе чтение закон о госдолжностях, где эти полугодовые «компенсации» для чиновников были закреплены в очередной раз.
На прошлой неделе комитет по госстроительству Заксобрания посвятил проработке закона «О государственных должностях Иркутской области» около полутора часов. Депутаты и «Серый дом» очень тщательно смотрели закон, поскольку касался он материального обеспечения 24 государственных служащих – от губернатора и спикера ЗС до председателей ТИКов и уполномоченного по правам ребёнка. Список, кстати, шире, чем того требует федеральный законодатель, отметили профсоюзы. Закон гласит, что чиновники этого ранга имеют ежемесячный должностной оклад плюс 30-процентную доплату за выслугу лет, надбавки за работу со сведениями, составляющим гостайну. Всё исчисляется от должностного оклада губернатора в 17 тысяч 250 рублей. У спикера ЗС – 80% от губернаторского оклада, у председателей парламентских комитетов – 65%, у первых замов губернатора – 78%, у председателей ТИКов – от 22 до 32%. Кроме этого, каждый чиновник такого ранга имеет право на ежемесячное денежное поощрение. Размер этого поощрения своим министрам губернатор назначает самостоятельно. А вот остальные вознаграждения прописаны в приложении к закону. К примеру, у губернатора, спикера и замов, первого зама, председателя КСП это 3,9 «денежных вознаграждений в месяц», у руководителя администрации УОБО, уполномоченных по правам человека и ребёнка – 3,5. Раз в квартал чиновникам может быть выплачена дополнительно их полная зарплата. Тоже в виде поощрения. Всё бы ничего, если бы не последние изменения в областной бюджет.
Временно исполняющий обязанности министра финансов Алексей Зезуля в минувший понедельник на бюджетном комитете заявил, что бюджет обременился дополнительными расходами в 401,7 млн. рублей. Это зарплата чиновников исполнительной власти и её подразделений. Основное, как пояснил он, это бюджетники, и около 25% – расходы госвласти. Вот этой частью и заинтересовался депутат-коммунист Евгений Рульков. По разделу «Общегосударственные вопросы» расходы на обеспечение чиновников минфин предложил увеличить на 94,8 млн. рублей, в том числе на зарплату и начисления на неё – на 69,4 млн. рублей. А в разделе «Национальная экономика» на обеспечение работы органов госвласти идёт ещё 12,6 млн. рублей, 8,3 млн. из них – опять на жалованье чиновникам. А теперь собственно о том, откуда возникли дополнительные расходы. По федеральному закону независимо от того, каким образом госслужащий покинул свою должность – по истечении срока полномочий или досрочно, – он получает одно «пособие» в размере месячной зарплаты. А потом в течение полугода, если не устроился на новую работу, имеет свою зарплату в том же объёме. На его месте, естественно, появляется новый чиновник, и областной бюджет фактически платит 6 месяцев за одну должность двойную зарплату. В 2009–2010 годах прошли сокращения по аппарату губернатора, минфину. Впрочем, минфин только исполняет предписание закона.
«Подход был абсолютно единый – и к госструктурам, и к бюджетным учреждениям, – заявил Алексей Зезуля. – Вы видите, что общая сумма зарплат, которые мы увеличиваем, – 400 млн. рублей, из них менее 25% – это госслужащие». Алексей Зезуля пояснил, что в 2009 году и начале 2010-го произошёл ряд увольнений, в том числе крупных чиновников, что и повлекло за собой расходы. Однако вчера на сессии Заксобрания закон «О государственных должностях в Иркутской области» был принят во втором чтении. Всё с той же редакцией о полугодовой компенсации государственным служащим. У региональных законодателей есть хорошая зацепка – такие гарантии предоставляются чиновникам крупного ранга по всей вертикали власти. Федеральный законодатель увеличил и сумму должностных окладов, из которых исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости госчиновников. Раньше это было 2,3 должностного оклада, теперь – 2,8. Вслед за этим норма об увеличении появилась и в региональном законе. Полномочный представитель областной организации профсоюзов в ЗС Валерий Лукин считает, что «из принципа социальной справедливости» и дефицита бюджета можно было бы эту поправку не вносить. «Ведь это решение, насколько я понимаю, входит в наши, региональные полномочия. В условиях кризиса, когда мы не можем найти денег на зарплаты учителям, это неразумно», – сказал он. Однако представители «Серого дома» заявили, что должны следовать букве федерального закона, а он пока готов поощрять госслужащих. «Федеральный закон на стадии принятия, – сказал заместитель губернатора Виктор Игнатенко. – Не будет принят закон, тогда уменьшим и мы». На аргументы Лукина о Трудовом кодексе представители «Серого дома» ответили, что трудовая деятельность госслужащих регламентируется «особым законодательством». Причём единым по всей вертикали власти, и региональные законы должны соответствовать федеральным.
Но на этом интересные бюджетные расходы не ограничились. 35 млн. рублей будет направлено на исполнение соглашения о сотрудничестве между регионом и Воронежской областью. Эти деньги будут адресованы погорельцам. Ещё 1,8 млн. рублей уйдёт на приёмную Дмитрия Медведева. При этом на том же бюджетном комитете депутаты заявили: областная целевая программа по предоставлению жилья молодым семьям выполнена на 7,8%, демографического развития – на 4,4%, физкультуры и спорта – на 1,7%. Причина одна – сложности с наполнением бюджета.