БЦБК вне конкурса
Альфа-Банку и Райффайзенбанку запретили в одиночку определять судьбу Байкальского ЦБК
Арбитражный суд Иркутской области признал недействительным первое собрание кредиторов ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) и отменил его результаты. Для крупнейших кредиторов предприятия – ОАО «Альфа-Банк» и ЗАО «Райффайзенбанк» – это означает провал их плана: банки пытались «протолкнуть» своё решение о введении конкурсного производства на БЦБК. Однако на этом почти детективная история противостояния крупнейших кредиторов и комбината пока не закончилась. Банки намерены обжаловать решение арбитража, а остальные участники дела – уже в третий раз попробовать провести первое собрание кредиторов.
«Тайное собрание»
Судебному разбирательству предшествовал скандал вокруг первого собрания кредиторов, которое банки провели 10 августа без участия других сторон. Они выбрали в качестве дальнейшей формы банкротства для БЦБК конкурсное производство. Иначе говоря, банки решили, что предприятие целесообразно распродать «по кусочкам», чтобы вернуть деньги. «Альфе» и «Райффайзену» БЦБК задолжал почти миллиард рублей (577 млн. и 342 млн. рублей соответственно) при общей «кредиторке» в 1,7 млрд. рублей. На заседании 20 сентября суд должен был решить, признать или нет легитимным это собрание кредиторов. За отмену результатов собрания выступили сам должник, его арбитражный управляющий, банк «Союз», Троицкая бумажная фабрика (принадлежит бывшему совладельцу БЦБК – «Континенталь менеджменту») и Управление Федеральной службы по налогам по Иркутской области. Уже на самом заседании их поддержал ещё один кредитор комбината – ОАО «РЖД». По ту сторону баррикад оказались ОАО «Альфа-Банк» и ЗАО «Райффайзенбанк».
Банки предложили суду восстановить события 10 августа почти поминутно. «В 12-00 началась регистрация кредиторов, которая продлилась полтора часа, – сообщил представитель Райффайзенбанка Андрей Бурмистров. – Само собрание «уложилось» в сорок минут и закончилось в три часа дня». Это единственное, в чём сошлись стороны. В остальном – сплошные разногласия: кредиторы утверждают, что регистрацию вели помощники управляющего, а сам Сергей Решетников заявляет, что его подчинённых в Байкальске не было. Банки уверяют, что на собрание были приглашены все прибывшие, а другие кредиторы обижаются и заявляют, что собрание было проведено тайно.
УФНС против
Представители БЦБК на процессе попытались заручиться поддержкой Министерства промышленности и торговли РФ. Они попросили приобщить к делу копию заявления, в котором министерство просит суд признать недействительным собрание, состоявшееся 10 августа. Впрочем, аргумент БЦБК суд отклонил и разрешил сторонам высказать свои позиции. Мнение истцов сводилось к тому, что собрание, на котором присутствовали «Райффайзен» и «Альфа», нелегитимно, поскольку не был уведомлен и отсутствовал арбитражный управляющий. «По закону кредиторы могли провести собрание и без него, но предварительно они должны были потребовать это от арбитражного управляющего. Если он не созвал собрание в течение трёх недель, лишь тогда они были вправе провести его самостоятельно», – пояснил арбитражный управляющий БЦБК Сергей Решетников. Его поддержали налоговики, хотя тут же указали на ошибки в отчёте, подготовленном Решетниковым. «Там отсутствует информация о дополнительном страховании на случай причинения убытков кредитором. По закону это три процента от балансовой стоимости активов должника», – уточнила представитель УФНС.
Из выступления налоговой службы выяснилась ещё одна интересная подробность. Оказалось, что Байкальский ЦБК по-прежнему является стратегическим предприятием. Действительно, в июне этого года президент РФ Дмитрий Медведев внёс изменения в Указ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ от 4 августа 2004 года» и исключил, в частности, БЦБК из перечня. Однако в списке стратегических организаций, утвер-ждённом правительством РФ от 20 августа 2009 года, БЦБК по-прежнему числится. «В связи с этим мы считаем незаконным решение ввести конкурсное производство на БЦБК», – добавила представитель УФНС. Судья предложила «разобраться с этим вопросом попозже», поскольку это повлияет на выбор управляющего при дальнейших стадиях банкротства.
«Собрались бы где-нибудь в хорошем месте»
В качестве контраргумента банки сообщили, что не понимают, какие именно права участников процесса были нарушены. «Мы не можем принудить кредиторов принимать участие в собрании. А чем мы им воспрепятствовали, они не указали», – заявил Бурмистров. Он добавил, что по прибытии на комбинат 10 августа «Райффайзен» и «Альфа» узнали от генерального директора БЦБК Константина Прошкина, что на собрание зарегистрировались более 90% от общего числа голосов конкурсных кредиторов. «К примеру, у Троицкой бумажной фабрики или РЖД недостаточно голосов для проведения собрания», – заключил Бурмистров. «Я правильно понял, что, обладая большинством голосов, вы можете игнорировать других кредиторов? Собраться вдвоём и решить судьбу предприятия?» – не выдержал пред-ставитель Троицкой бумажной фабрики. «Если бы могли собраться и сделать это просто так, то не приезжали бы в город Байкальск. Мы бы собрались с представителем Альфа-Банка где-нибудь в хорошем месте и приняли решение», – парировал Бурмистров. Он ещё раз напомнил, что фабрика, как и другие кредиторы, не обладает количеством голосов, достаточным для принятия решения. «Но это не наша вина. Мы давали БЦБК деньги и поэтому теперь обладаем наибольшим числом голосов», – резюмировал юрист. Следом его коллега, начальник юридического управления Альфа-Банка Олег Серов назвал заявления арбитражного управляющего и представителей должника «странными и наглыми».
Агрессивное поведение банкам не помогло. 21 сентября суд вынес решение об отмене результатов собрания кредиторов БЦБК и признании его недействительным. «Мы будем обжаловать это решение, поскольку считаем собрание легитимным», – заявил после процесса Бурмистров. По его словам, в дальнейших разбирательствах будет участвовать лишь Альфа-Банк, поскольку «Райффайзен» уже продал ему свой долг.