Полгода плохая погода
Для Прибайкалья резкие перепады температур – обычное дело
Прошлая зима, по словам руководителя Иркутского управления гидрометеослужбы Леонида Проховника, в наших краях оказалась одной из самых суровых за последнюю сотню лет. И весна, заметно припоздав, тоже теплом не баловала.
– Зато лето, в отличие от того, что творилось в европейской части и на прибрежных территориях России, прошло достаточно спокойно, – с улыбкой парирует Леонид Проховник мои сетования на резкие сентябрьские перепады температуры. — Лето было вполне комфортным, да ещё и задержалось в южных районах области где на четыре «лишних» дня, а где и на все шесть по сравнению со средними многолетними сроками.
Он имеет в виду не календарное, а климатическое лето, потому что «календарными понятиями времён года нам пользоваться нельзя, они одинаковы и для Африки, и для Арктики». Для метеорологов лето начинается после того, как среднесуточная температура воздуха устойчиво, на протяжении 5–7 дней, перейдёт отметку «плюс десять» в сторону повышения. А заканчивается, когда произойдёт обратный процесс.
– На юге области, включая Иркутск, нынешнее лето закончилось только
12-13 сентября, – говорит Леонид Проховник, но тут же обнадёживает: – Это не значит, что тепла больше не будет вовсе. Вот в минувшую субботу во многих районах был типично летний день. Воздух прогрелся более чем до 20 градусов. Но уже в воскресенье среднесуточная температура оказалась на два градуса ниже нормы. К четвергу, 23 сентября, она вновь поднимется градусов до 14–15, а в некоторых районах – и до 19. Это возвратное тепло, которое, если оно продержится хотя бы недельку, в народе называют «бабьим летом».
– Ну а в этот раз, после четверга, хотя бы до начала следующей недели продержится?
– Нет. Вслед за теплом на область наступает холодный фронт, и уже в пятницу дневная температура может вновь упасть ниже 10 градусов. Для осени столь неустойчивая погода с резкими перепадами температур – дело обычное. В Прибайкалье это норма.
Будучи большим любителем летнего тепла, я не стал скрывать сожаления по поводу нашего «мерзко-континентального» климата, а Леонид Проховник, категорически не согласившись с народным определением такой погоды, попытался убедить меня, что прибайкальским сибирякам, скорее всего, повезло с местом жительства.
– Мы находимся глубоко внутри континента. Поэтому активные погодные процессы, зарождающиеся над Мировым океаном, доходят до нас уже достаточно ослабленными, сглаженными, – объясняет он профессиональную точку зрения. – Вот и минувшее лето, в отличие от Европы, у нас было довольно спокойным и комфортным. И начало осени никаким экстримом пока не пугает. А в европейских странах опять наводнения. Хотя в это время года их там быть не должно. Другого объяснения погодным катаклизмам, кроме глобальных изменений климата, найти трудно.
Л. Проховник не разделяет точку зрения некоторых учёных о возможном глобальном похолодании. Уверен, что потепление можно считать фактом. Среднегодовая температура атмосферы планеты за последние 100 лет повысилась уже на 2–2,5 градуса. Если учесть, что от года к году она колеблется на сотые доли градуса, то это очень много. Более того, за последние 20 лет кривая роста среднегодовой температуры атмосферы Земли всё круче забирает вверх и идёт «уже почти по экспоненте».
Он рассказывает, что несколько дней назад в Москве состоялось заседание Русского географического общества, на котором обсуждались проблемы глобальной перестройки климата. К чему они могут привести – большой вопрос. Если от повышения среднегодовых температур «поплывёт» вечная мерзлота, то вместе с ней (этого не исключает С. Шойгу) «поплывут» не только отдельные здания и сооружения, но и посёлки и города, которых на севере нашей страны немало. Если холодные воды, образующиеся от таяния полярных льдов, «прижмут ко дну» или повернут в сторону от Евразии Гольфстрим, то и в условиях потепления Европа, которую обогревает это течение, может легко замёрзнуть. Но так уж получается, что почти при любой модели развития ситуации эти катаклизмы меньше всего затрагивают район Байкала и юг Якутии. Как раз потому, что мы глубоко континентальны.
Глобальное изменение климата, по мнению Леонида Проховника, не обязательно должно происходить веками. Судя по сохранившимся тушам мамонтов, это может произойти даже одномоментно, буквально в течение года. Многие учёные такой возможности не исключают.
– По заданию ООН в рамках Всемирной метеорологической организации создана группа крупнейших учёных-экспертов: метеорологов, физиков, математиков и других специалистов, которые занимаются анализом ситуации и через каждые несколько лет представляют отчётные доклады о возможном развитии событий, – рассказывает Леонид Проховник. – Обстановка осложняется. Один из признаков – растущее количество опасных стихийных явлений: засухи, наводнения, ураганы. Сильные ветры, которые с корнем вырывают деревья, стали обычным делом для европейских стран.
По словам Л. Проховника, «нас пока Бог миловал». В Иркутске ветер бывает 20–25 метров в секунду. А к более сильным ветрам наши города не готовы. Рекламные баннеры огромных размеров, пожалуй, надо просто убрать, потому что «такой парус закрепить невозможно». При скорости ветра 30 метров в секунду они просто взлетят. И от старых, хрупких, подгнивших деревьев города лучше освободить заранее, заменить их молодыми и безопасными. Города от этого станут только красивее. И безопаснее.