Жизнь без агрессии
Ангарская детская колония получила грант на перевоспитание
Жестокие преступления несовершеннолетних в последнее время просто потрясают. Избиение учительницы в Шелехове, насилие школьников над одноклассницей в Боханском районе, убийства, совершённые иркутскими подростками, заставляют ужасаться бесчеловечности этих почти ещё детей. Практически все подростки, отбывающие наказание в Ангарской воспитательной колонии, приговорены судом к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления.
В колонии с ними работают воспитатели и школьные учителя, психологи и психиатры. Ребят хорошо кормят, заботятся о том, чтобы они занимались спортом. Воспитанники выпускают свою газету, могут поиграть на современных игровых автоматах, покататься по территории на роликах. Всё это для того, чтобы помочь им стать людьми. Ведь, может быть, ещё не поздно? Они же почти дети. У большинства – хорошие мальчишеские лица, такие мы видим ежедневно на улицах, в трамваях, в магазинах, в школе.
Психологи Ангарской воспитательной колонии знают: то, что заставило этих ребят совершить преступление, осталось с ними. Затаилось до поры где-то в уголке души, но, как страшный монстр, может однажды снова взять верх. Поэтому программы по профилактике насилия специалисты проводят здесь регулярно. В сущности, вся работа воспитателей имеет целью разбудить в этих мальчишках сострадание, добрые чувства – то, что отличает человека от зверя. «Нужно разорвать круг насилия, – говорит начальник психологической лаборатории воспитательной колонии Людмила Третьякова. – Дети испытали насилие в семье, на улице, в школе. Накопленную злобу они на кого-то выплеснули – и попали в колонию. А здесь тоже приходится общаться с себе подобными. Очень важно научить их строить взаимоотношения без агрессии».
Один из последних проектов по социальной реабилитации и профилактике насилия – «Дорога домой». Психологическая служба АВК получила за него грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На сумму в один миллион рублей закуплены 22 так называемые майнд-машины (приборы с наушниками и специальными очками), 12 кресел, музыкальный центр, домашний кинотеатр, растения в зимний сад, где обычно проходят занятия психологов. Часть оборудования уже поступила в колонию.
Конечно, здесь не сидят сложа руки в ожидании обещанной современной техники. Студенты психологического факультета госуниверситета, волонтёры «Красного креста» и фонда «Ювента» каждую неделю приезжают в колонию заниматься с воспитанниками. К отдельным тренингам подключают родителей, приезжающих к детям на длительные свидания. Часть занятий рассчитана на сотрудников колонии – курс, который они проходят, называется «Общение без насилия». «Для них мы – карающий надзорный орган, – объясняет Людмила Третьякова, – поэтому мы тоже должны уметь общаться».
Непосредственно по проекту «Дорога домой» прошло уже 130 занятий. Каждый тренинг длится три дня. На одном из них, например, психологи специально вызывают в ребятах негативные эмоции, от которых те должны суметь освободиться. Кто-то при этом отжимается от пола, кто-то рвёт бумагу.
Мальчишек учат анализировать, погружаться в глубины своей психики. Что вызывает у них злобу, агрессию? Как можно выйти из конфликта без насилия? Вместе с психологами ребята разыгрывают в сценках роли вступающих в конфликт людей. Ситуацию задаёт психолог, а диалоги внутри неё воспитанники придумывают сами. Затем анализируют, почему именно так, а не иначе сказали и сделали. На одном из занятий мальчишка и члены его семьи по очереди выполняют рисунок: поймёт ли отец, что задумал изобразить сын, продолжит ли задуманное им? На другом тренинге подросткам предлагают выразить в рисунке всё, что их страшит и тревожит. Затем они меняются страшными рисунками. И уже другие ребята пытаются изменить зло на добро – так из вырытой могилы получается лодка, а из лопаты, воткнутой могильщиком в землю, – весло.
Можно, конечно, скептически относиться к подобным пробам переделки сознания. Но колония для несовершеннолетних точно не место, где клин вышибают клином. Злом на зло – нельзя. Не зря же, например, во Франции хотят вообще отказаться от колоний для несовершеннолетних. Там ломают голову над тем, как сделать исправительные детские учреждения совсем непохожими на тюрьму, но в то же время надзорными и активно воспитательными. Да и в России федеральная служба исполнения наказания поставила задачу перепрофилировать в ближайшее время воспитательные колонии в воспитательные дома. Психологическая работа на этом пути будет очень кстати.