издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение истории

К юбилею Иркутска будут отреставрированы памятники истории и архитектуры

К 350-летию Иркутска власти стремятся срочно привести в порядок город. Эта ситуация хороша уже тем, что даёт шанс некоторым памятникам истории и архитектуры попасть в заветную очередь на реконструкцию. Ну а если уж попал, памятник получает некоторую гарантию возродиться в приоритетном порядке. Пока в списке объектов, которые реставрируются по распоряжению правительства РФ о плане мероприятий к 350-летию Иркутска, значатся пять объектов. Это Спасский, Крестовоздвиженский и Знаменский храмы, дом-музей «Усадьба Трубецкого» и парк усадьбы Сукачёва.

Всего в Иркутске 1128 объектов культурного наследия, являющиеся памятниками истории, архитектуры и градостроительства. На гос-охране стоят 500 объектов, 628 относятся к категории вновь выявленных. Примерно 50% из общего числа памятников подлежат капитальной реставрации, 40% нуждаются в текущем ремонте, и только 10% находятся в хорошем состоянии. Один из таких отрадных примеров – драмтеатр, который был отреставрирован 10 лет назад и сейчас ремонта не требует. 

Из федеральной казны выделено по 5 млн. на составление проек-тно-сметной документации на реставрацию двух храмов – Крестовоз-движенского и Знаменского. Конкурс на проведение этих работ прошёл ещё в мае, и выиграла его щёлковская компания «НПО Альтернативные Технологии Строительства», которая, в свою очередь, заключила договор субподряда с иркутским «Архитектурным наследием». Понятно, что субподрядчик взялся провести работы за меньшую сумму, а это может отразиться на качестве. Руководитель службы по охране объектов культурного наследия региона Виталий Барышников пообещал, что этого не произойдёт благодаря жёсткому контролю со стороны его ведомства. На проведение реставрационных работ в будущем году на каждый храм запланировано по 25 млн. рублей.

К юбилею города, даже несколько ранее, завершится реставрация «Дома Трубецкого». Поскольку предполагается, что к 1 августа 2011 года в музее должна быть открыта экспозиция, значит, сдать его с благоустроенной усадьбой, внутренним и внешним убранством нужно к 1 июля. В областном бюджете на него запланировано 9 млн. рублей. Ещё один объект, включённый в юбилейную программу, – парк усадьбы Сукачёва. Он также является памятником федерального значения и находится в областной собственности. «Наша задача – в этом году провести проектные работы и в следующем году закончить благоустройство парка, – говорит Виталий Барышников. – Нужно провести ревизию растений с точки зрения биологии и истории и определить, что было посажено семьёй Владимира Платоновича Сукачёва, что – в более поздний период. Нужно регенерировать некоторые растения». На это предусмотрено 9,5 млн. рублей из областного бюджета: 1,7 млн. будет выделено в текущем году, остальная сумма – в 2011 году.

Однако это не всё, что будет сделано к юбилею. За счёт средств областного бюджета ведутся работы на мечети. На её реконструкцию предусмотрено 5 млн. рублей. Уже в этом году там проведены работы по укреплению перекрытий первого этажа за счёт внебюджетных средств. Сейчас стоит задача укрепить стены, сделать потолочные перекрытия и поставить минарет. «Эта задача нам по силам, и мы рассчитываем на помощь общины, – говорит Виталий Барышников. -Объект уникальный, и мусульман-ская община города наверняка сможет помочь в реставрации своего культового здания». 

Художественный музей по адресу Свердлова, 16, также стоит в планах реставраторов. На некоторых зданиях работы осуществляются из внебюджетных источников, однако область следит за согласованием документации и последующей приёмкой работ. Самый большой объём работ идёт в Харлампиевском и Князе-Владимирском храмах. Это также объекты федеральной собственности, первый из них – федерального значения, второй – регионального. Работы ведутся за счёт частных средств физических и юридических лиц и организаций.

Наибольший объём работ предполагается провести на Спасском храме. Это самый древний храм в Сибири и на Дальнем Востоке и вообще единственная сохранившаяся до наших дней часть Иркутского острога. Это памятник федерального значения, он находится в областной собственности и финансируется из средств областного бюджета. На ближайшей сессии Законодательного Собрания по поручению губернатора финансирование реставрационных работ будет увеличено до 30 млн. рублей в 2010 году. В следующем году предполагается выделить 25 млн. рублей на производство первоочередных аварийных работ. Однако ещё в прошлом году реставраторы осторожно оценивали стоимость полной реставрации в сумму порядка 100 млн. рублей. «Нужно понимать, что мы произведём не полную реконструкцию храма, а лишь первоочередные противоаварийные работы, – говорит Виталий Барышников. – Но даже они позволят храму спокойно стоять ещё сто лет».

История одного храма

В Иркутском остроге в первое десятилетие его существования не было настоящего храма. В 1672 году казаки с боярским сыном Иваном Максимовым во главе и посадские люди выстроили первый деревянный храм «во имя Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа» в центре деревянной крепости. Точных сведений об архитектуре и убранстве Спасского деревянного храма специалистами пока не обнаружено. Но в описи Иркутска 1684 года читаем: «Церковь эта была двух-этажная, холодная и тёплая… вверху холодная – в честь Нерукотворного образа, внизу – тёплая в честь Св. Николая. Она называлась соборною. Под папертью кругом шесть лавок о двух житиях; колокольня новая рубленная, шатровая с переходы, а под нею 4 лавки да амбар церковный казённый…». Из счётного списка за 1697 год видно, что на колокольне были «часы с перечасьем».

В 1706 году в южной стене острога заложили каменную Спасскую церковь. Её строителем был Моисей Иванович Долгих – московский каменных дел подмастерье, работавший до приезда в Иркутск на строительстве тобольских и верхотурских храмов. В архитектурном плане новая Спасская церковь воплощала традиции древнерусского посадского храма.

Первые преобразования начались в 1758 году, когда к трапезной была пристроена колокольня. На ней до начала ХХ века сохранялся механизм боевых часов с колокольным звоном. В 1769 году во втором ярусе колокольни был устроен храм во имя Святителя Дмитрия Ростов-ского. В1770-е годы, когда население Иркутска значительно возросло, Спасский храм решено было расширить. Осенью 1777 года с северной стороны был заложен каменный пристрой. В связи с устройством Дмитриевского придела под колокольней, по внешним стенам церкви, на уровне второго этажа была устроена деревянная галерея с деревянным крыльцом. В 1866 году в связи с выбором места для нового кафедрального собора архиепископ Парфений предложил городской Думе снести Спасскую церковь и на её месте поставить новый собор.

Но её не снесли, а Казанский собор поставили рядом. Теперь на его месте возвышается здание правительства области. В 1880 году на пожертвования известного иркутского мецената купца Трапезникова была выстроена каменная ограда с железной решёткой. Такой красавицей шагнула церковь в своё третье столетие.

С установлением советской власти в 1931 году Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. В 1932 году храм могли взорвать вместе с Казанским собором, но и тут обошлось. Сорок лет в стенах древнейшего иркутского храма располагались мастерские, коммунальные квартиры, склады. К 1960 году храм пришёл в полный упадок и запустение. Только в 1965 году московский архитектор Галина Оранская подготовила проект реставрации, и через три года начались работы. Шли они долго и трудно, но в итоге здание было спасено и передано Иркутскому областному краеведческому музею. В 2006 году, в год 300-летия Спаса, которое уже никто не отмечал так пышно, как 200-летний юбилей, когда фасады здания украшали гирляндами живых цветов, всё-таки случилось очень важное событие. Храм вернули епархии, и в нём снова начались богослужения. 

День сегодняшний

Сегодня нет ни северного придела, ни галереи на втором этаже, ни железной ограды, которая была сделана стараниями купца Трапезникова. Словом, теперь на старинных фотографиях храм трудно узнать. Часов на колокольне, которые были устроены по примеру московских курантов на Спасской башне, тоже нет. Кстати, идея об их восстановлении до сих пор витает в воздухе, да нет современного Трапезникова, который взялся бы за это дело. Впрочем, пока не до курантов. Впереди – первоочередные реставрационные работы. 

Из всех частей храма самой неблагополучной – и в плане усиления фундаментов, и в плане реставрации самого здания – остаётся колокольня. Дело в том, что трапезная и алтарная части храма стоят на фундаментах из бутовой кладки, а вот фундамент колокольни сделан совсем иначе. Он представляет собой траншею, засыпанную известью и битым кирпичом. По углам колокольни сооружены клети из толстых лиственничных брёвен, также засыпанные известью и битым кирпичом. «Получается, что углы колокольни опираются на бревенчатые клети. В ходе археологических спасательных работ мы вскрыли один из уголков и постучали – бревно звенит, – говорит реставратор Андрей Самбуров. – Листвяк в воде только прочность набирает, чего, к сожалению, не скажешь обо всех остальных материалах». 

Именно работы по усилению фундамента колокольни специалистам предстоят в первую очередь и начнутся уже в октябре. Они вновь будут предварены археологическими раскопками, и кто знает, какие сюрпризы нам готовит древний храм. «Скорее всего, делать будем «захватками» по 2-3 метра, – говорит Виталий Барышников. – Если вскрыть по всему периметру сразу, колокольня может просто поехать, превратиться в Пизанскую башню, а нам этого совсем не нужно». Причём укреплять фундаменты колокольни будут как снаружи, так и изнутри. 

Требуется замена кровли и, возможно, стропильной системы. Фасады тоже нуждаются в реставрации, и это особенно сильно бросается в глаза. Кирпич местами начал выкрашиваться, стены облупились, покрылись трещинками и разводами от дождевой воды. У храма никогда не было стоков, а стоит он на берегу Ангары, поэтому здесь постоянно гуляет ветер и держится повышенная влажность. Особенно достаётся северному приделу, который зимой стоит в изморози. Первоочередные противоаварийные работы позволят к следующему сентябрю привести в порядок фасады. Но водостоки обещают за-

проектировать на будущее. «Будут укреплены фундаменты, сделан дренаж, и вода перестанет просачиваться под фундамент и подтачивать его. Отремонтируем кровлю, и вода не будет попадать сверху», – говорит Виталий Барышников.

Это внешние работы. Что касается внутренних, предложения есть самые разные. Храм строился «кусками» на протяжении длительного времени. Есть идея визуально отделить части храма, построенные в разные периоды, чтобы зашёл человек и сразу увидел, где более древняя часть храма, а где начинается новейшая история. Технологически это всё возможно. Но над реставраторами дамокловым мечом висит график работ. Срок сдачи объекта – 1 сентября, значит, в декабре нужно зайти на кровлю, чтобы до 1 мая с неё слезть и приняться за фасады. «Фундаменты при таком раскладе нужно сделать до конца этого года. Это поручение губернатора, и мы его исполним», – заметил Виталий Барышников.

Кстати, работы по фасадам включают в себя и реставрацию уникальной настенной живописи. До середины октября будут проведены её исследования, тем более что те же самые специалисты уже осматривали росписи четыре года назад. В середине мая, когда специалисты примутся за фасады, одновременно начнётся и реставрация настенных росписей. «Провести такой объём работ за предполагаемый отрезок времени вполне возможно, – утверждает Виталий Барышников. – Здесь даже героизма не требуется. Требуется нормальная работа». 

Возможно, иркутян ждёт сюрприз, и облик храма в итоге всё-таки несколько изменится. Когда начнутся работы на кровле, храм оденется в леса и можно будет провести дополнительные обследования фасада. Как предполагают специалисты, на четвёртом ярусе колокольни южного фасада под слоем извёстки могут сохраниться старинные росписи, которые были закрашены в советское время. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры