Назад к звёздам
Иркутску обещан новый планетарий
В 130 квартале Иркутска появится музей «Ноосфера», в котором разместятся материалы трёх экспедиций «Миров» на Байкале и городской планетарий. Оплату проекта, который стоит не менее 3 млн. долларов, выразила готовность взять на себя группа компаний «Метрополь». В минувший четверг глава «Метрополя» Михаил Слипенчук официально заявил о старте проекта. Если авторам идеи всё удастся, то осенью 2011 года городской планетарий откроет двери. Это произойдёт спустя четверть века после закрытия советского планетария в Троицкой церкви.
Планетарий был открыт в Иркутске в 1949 году в здании бывшей Троицкой церкви. В 1986 году, когда советское имущество возвращалось церкви, храм снова отдали епархии. А аппарат Малый Цейсс долгое время хранился в Иркутском астроклубе, который возглавлял Эдуард Зуев. Там установку отреставрировали, а после смерти Зуева передали Астрономической обсерватории ИГУ. Сейчас она стоит в музее «Экспериментарий» в Академгородке. В 2007 году один из иркутских предпринимателей высказал желание построить планетарий. Этот человек сам в детстве ходил в иркутский планетарий, и впечатления от звёздного неба настолько врезались ему в память, что он готов был восстановить детскую мечту. Одним из его условий был отвод земель в районе ДК «Орбита» под собственно планетарий и под торговый павильон, чтобы возместить убытки более чем в 300 млн. рублей на постройку объекта. Однако мэрия начала тянуть с отводом земель, а после этого грянул кризис и предприниматель сам отказался от проекта.
И вот в 2010 году проектом заинтересовалась группа компаний «Метрополь», до этого активно «светившаяся» в Бурятии с проектом участия в ОЭЗ, строительством делового центра в Улан-Удэ. Глава группы компаний Михаил Слипенчук даже прописался летом 2009 года в посёлке Озёрное и теперь «поддерживает Республику Бурятия изнутри», платя налогов около 100 млн. долларов в год. Около полутора месяцев назад Слипенчук встретился с губернатором Дмитрием Мезенцевым, и совместно они решили «начать вхождение в Иркутскую область» со 130-го квартала. Был выбран объект – один из домов квартала, красное кирпичное здание, выходящее фасадом на улицу 3 Июля. Компания выкупила его под снос (лот № 20). Тогда Слипенчук и предложил идею – разместить на этом месте музей, посвящённый трёхлетней экспедиции «Миров» на Байкале. Но в августе глава «Метрополя» участвовал в экспедиции на Патомский кратер, где познакомился с сотрудником Астрономической обсерватории ИГУ Дмитрием Семёновым, который и рассказал об идее постройки в Иркутске планетария.
«Я подумал: а почему бы не сделать не просто музей по «Мирам», а дополнить его ещё одной стихией – космосом? Эти стихии на самом деле связаны. Вот, к примеру, во время третьей экспедиции «Миры» на Байкале» была проведена связь с МКС со дна озера», – рассказал Слипенчук. По его словам, переговоры с ответственными лицами, занимающимися разработкой 130-го квартала, уже проведены. И проект получил одобрение. Так музей «Миров» трансформировался в естественно-научный музей. Как поэтично выразился Слипенчук, «музей трёх стихий – земли, воды и космоса». И тут же назвал новый проект «Ноосфера», вспомнив гениального Вернадского. Бизнесмен пообещал, что в проекте будет собрано «всё лучшее в России и мире с точки зрения инноваций».
«Территория музея достаточно маленькая, общая площадь около тысячи метров, поэтому мы попытаемся сделать его максимально интерактивным», – сказал Слипенчук. В предварительном проекте – лекционный зал с куполом, на который будет проектироваться звёздное шоу, и астрономическая башня с телескопами. Зал разместится на третьем этаже здания, на втором будет музей «Миров», на первом – ресторан байкальской кухни.
«Дефицит места будет только возбуждать идеи», – смеётся Дмитрий Семёнов. «Здесь не будет музея восковых фигур, колб с рыбами, – пояснил Михаил Слипенчук. – Мы намерены по максимуму использовать современные технологии».
В современные планетарии, как рассказал Дмитрий Семёнов, ставятся мощные проекторы, которые управляются компьютерами. Компьютер «разрезает» обычную картинку так, чтобы она проектировалась на сферу. «Сейчас уже есть панели, которые дают стереоизображение. То есть человек не только видит изображение, но и может погрузиться в стереокартинку, – сказал он. – Кроме того, в России есть несколько предприятий, которые производят тренажёры для военных вертолётов, подводных лодок. Человек ощущает себя полностью погружённым в события. Возможно, что такая разработка будет и здесь, но на базе аппарата «Мир». Но это только мои предположения».
Сейчас астрономам предстоит подумать, как лучше оборудовать планетарий. Возможно, купят головку фабрики Цейсс, которая воспроизводит звёздное небо механическим способом, или же приобретут проектор. Если у проекта появятся дополнительные партнёры, возможно, что удастся совместить обе технологии. Так поступили, к примеру, в Ярославле, где планетарий был построен к тысячелетию города.
«Стоимость оборудования сопоставима с ценой строительства, – сказал Дмитрий Семёнов. – Не исключено, что может быть и дороже. Проекторы такого уровня стоят от десятка тысяч долларов и выше». По оценкам Михаила Слипенчука, себестоимость одного квадратного метра на купленном участке в 130-м квартале – до 2 тысяч долларов, плюс нужно закупить оборудование. «Давайте будем считать так: проект пока рассчитан на сумму до 3 миллионов долларов, – сказал глава компании «Метрополь». – Он не является для нас коммерческим, мы знаем, как можно заработать деньги быстрее».
В проект подключат специалистов Института солнечно-земной физики СО РАН. «Я практически уверен, что к участию в «учёном совете планетария» мы с главой Астрономической обсерватории ИГУ Сергеем Язевым привлечём лучших астрономов России, включая Государственный астрономический институт имени Штернберга МГУ, возможно, Институт астрономии РАН и Институт прикладной астрономии РАН», – заверил Дмитрий Семёнов. Михаил Слипенчук заявил, что свою поддержку проекту пообещал директор Байкальского музея Владимир Фиалков. «Я надеюсь, что и Лимнологический институт подключится», – сказал глава «Метрополя». «Конкретных сроков открытия я бы не стал называть, – добавил Михаил Слипенчук. – Всё зависит от регулирующих органов Иркутска. Мы не можем строить вне создания инфраструктуры. Если по этому направлению задержек не будет, мы всё сделаем достаточно быстро». К тому же проект получил одобрение и в фонде «Иркутская слобода».
Правда, нашлись злопыхатели, припомнившие Михаилу Слепенчуку его обещание, датированное 2007 годом, построить в Иркутской области два цементных и домостроительный заводы. Обещаниям этим не довелось сбыться. Сами злопыхатели теперь гонят прочь воспоминания о неудавшихся бизнес-начинаниях, потому что иркутянам уж очень хочется вспомнить детство и снова сходить в планетарий.
В прошлом году директор Астрономической обсерватории ИГУ вместе с коллегами провёл анкетирование 500 студентов нескольких иркутских вузов на предмет знания астрономии. Вопросы были простыми. Вы сами можете проверить себя, задав их: вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли? Почему Луна всё время обращена к Земле одной стороной? И попытайтесь проверить, на все ли вы сможете ответить. Так вот, правильные ответы дали только 30% из 500 студентов. По словам Сергея Язева, иногда студенты отвечали как живущие в 10–15 веках. Мы возвращаемся в средневековье или просто становимся типичными американцами. По словам Дмитрия Семёнова, вывод астрономии за пределы базового школьного минимума, закрытие планетариев – всё это уже дало свой эффект. «Мой лекционный опыт по астрономии начался в 1992–93 годах, я застал школьников, которых выпускала советская образовательная система, – сказал Семёнов. – Если раньше был нормальный средний уровень и редко кто из него выпадал, то сейчас на среднем уровне астрономию знают очень мало детей. Зато есть отдельные очень сильные ученики. Планетарий просто позволит находить такие таланты».