издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Детство во дворе: запросы растут

  • Автор: Анна СЕРЁГИНА, г. Ангарск

Во дворе девятиэтажки на 108 квартир, куда моя семья въехала тридцать лет назад, были одна качеля, одна горка, две песочницы, несколько лавочек и стол, за которым мужики «забивали козла». Несмотря на очереди у качелей, мы считали, что этот «набор» очень даже хорош – ведь у соседних домов, построенных на пару лет раньше, и такого скудного благоустройства не было. Но, как говорится, «жизнь дорожает, потому что вчерашняя роскошь становится сегодняшней необходимостью». Меняются запросы жителей к управляющим компаниям, меняются возможности самих компаний, меняются требования к безопасности детских игровых площадок. То, каким трансформациям они подверглись за последние несколько лет, рассмотрим на примере Ангарска.

Оживлять поля типовых сварных конструкций, поставленных во дворах строителями, ангарские жилищники на заре пилотных проектов реформы ЖКХ поначалу стали «малыми архитектурными формами» из вторсырья. В ход шли покрышки, старые трубы и прохудившиеся металлические бочки – из них, оказывается, можно соорудить замечательные паровозы. 

Второй путь к яркому детству прокладывали дочерние деревообрабатывающие участки управляющих компаний: в зимний период они на собственных базах изготавливали игровые комплексы, песочницы, беседки, а летом управляющая компания или нанятые ею управдомы расставляли их по дворам. Яркий пример такого подхода – ангарское ООО «ЖЭУ-6», обеспечившее своих плотников и фрезерами, и электролобзиками, и другим оборудованием, которое помогает декорировать и делать отличными друг от друга конструктивно похожие горки-лесенки-домики. ЖЭУ-6 не только активно устанавливало подобные комплексы на своих территориях, но и делало их по заказам других управляющих компаний. Порой в ангарских дворах встречаются весьма занятные «самопальные» конструкции – например, песочницы со счётами, как в одном из дворов обслуживаемого ДОСТ 212-го квартала.

Любопытно было наблюдать динамику роста требований к себе и своим произведениям у доморощенных строителей детских городков. Так, кое-где в Ангарске появились детские горочки, по всем правилам крытые отнюдь не дешёвой металлочерепицей. Руководствуясь принципом «делай сам только то, что умеешь делать лучше других», некоторые компании отдавали дворовую детскую тему на аутсорсинг, заказывали игровые конструкции у тех, кто может сделать их лучше и дешевле. Пожалуй, рекордсменом по экономии прошлых лет следует признать руководителя одного из участков ДОСТ, обслуживающего посёлок Юго-Восточный: сделав заказ в колонии №15, здесь получили замечательный паровоз, мостик с перильцами и колодец со срубом, крышей, ведром на тросе и возможностью это ведро поднимать-опускать, крутя ручку. Три немаленькие игровые конструкции, выполненные руками несовершеннолетних осуждённых, обошлись в 16 тыс. рублей и стали композиционным центром поселковой детской площадки. 

Минус самодельных конструкций – необходимость их ежегодно перекрашивать и регулярно ремонтировать: обломки досок чреваты серьёзными занозами, а сборка на гвоздях хоть и дешёвая, но недолговечная. Кроме того, если подходить к дворовым дет-

ским городкам с той степенью строгости, которая необходима ко всему, с чем играют дети, то оказывается, что самодельщики или не в курсе наличия ГОСТов на горки и городки, или не соблюдают их требования. На таких городках сплошь и рядом встречаются острые углы, отверстия, в которые ребёнок может попасть рукой-ногой и получить травму, не отшлифованы поверхности, размеры конструкций и расстояния между ступенями не соответствовуют росту детей и т.п. Впрочем, и этим самоделкам неизбалованные жители были рады – яркие городки становились центрами некогда пустовавших дворов. 

Новым этапом в жизни юных ангарчан стало появление во дворах готовых промышленно изготовленных детских игровых комплексов. Первые подобные комплексы появились в городе благодаря благотворительной акции тогдашнего владельца Ангар-

ской нефтехимической компании – НК «ЮКОС». Первыми из жилищников «на пробу» прикупила в Питере подобный комплекс управляющая компания «Наш дом». Несколько лет эксплуатации питерских городков убедили управляющую компанию и в их неприхотливости, и в вандалоустойчивости, и в том, что они нравятся детям.  

– Это дорого, но оно того стоит, – говорит коммерческий директор ООО «Наш дом» Светлана Никифорова. – Нам, конечно, приходится вкладываться в доставку через полстраны, но, увы, устраивающей нас по качеству замены мы не нашли, хотя предложений и поступало много. В этой продукции мы уверены – например, теннисные столы на металлических каркасах годами стоят, не рассыхаясь. Уж не знаем, чем таким они фанеру пропитывают и как красят, но краска зимой не облезает и не тускнеет – по три–пять лет можно не перекрашивать. То, что нуждается в обновлении – истрепавшиеся канаты, сиденья качелей, – питерцы по заказам досылают. Жители дворов, где мы установили такие комплексы, активно начинают о них заботиться, следят за сохранностью. Мы демонтировали один такой детский уголок, чтобы теплосети смогли провести свои плановые работы, так нам сразу звонить стали: «Здесь наш городок увозят! Куда? Временно? А потом точно вернёте?». Мы в Китое (пригородный посёлок, который больше чем на полвека старше Ангарска) установили такой городок – так там ребятня, никогда ничего подобного не видевшая, в очередь записывалась по времени, чтобы на новых качелях покачаться. 

Промышленные игровые конструкции и модули дороги, но это способствует серьёзному отношению к их выбору и установке. Работники «Нашего дома» специально наблюдают за детишками, чтобы оценить, какие элементы городков всегда заняты, а какие пустуют. Прежде чем установить конструкцию в какой-то двор, анализируют возраст живущих в нём детей. В нескольких просторных дворах территория зонирована: есть площадка для малышей с соразмерными им лавочками и песочницами, рядом – место для ребятишек постарше с качелями-каруселями и спорткомплексом, чуть поодаль – силовые гидравлические тренажёры для подростков и взрослых. Экономя деньги жильцов, «Наш дом» формирует заказы ещё в декабре: 

– Мы каждый год закупаем оборудования на полмиллиона-миллион рублей, а до нового года у нашего партнёра 10-процентная скидка, – говорит директор ООО «Наш дом», жилищник с четвертьвековым стажем Галина Князева. – 50–100 тысяч рублей – серьёзная сумма, вот и пользуемся возможностью её сберечь. Зато уверены, что к апрелю-маю всё, что планируем выставить во дворы, будет у нас на складе. И точно знаем, что заказанное сделано с соблюдением самых жёстких норм безопасности. На-пример, у всех питерских качелей и спортгородков есть приспособления для их бетонирования, чтобы их невозможно было расшатать. Мы недавно попробовали сэкономить, купили продукцию местных производителей – так она сделана так, как будто её в помещении на пол будут ставить. Пришлось самим подпятники для бетонирования изобретать и приделывать. 

 Долговечность фирменной продукции не означает, что она не требует ухода и хозяйского глаза. Например, все цепные качели на зиму работники «Нашего дома» снимают, а весной подвешивают обратно, регулярно подкрашивают конструкции, проверяют прочность соединений. И совместно с охранным предприятием берегут от вандалов: даже если нет никаких вызовов от жильцов, по вечерам дворы регулярно объезжают наряды «Викингов».

Столь масштабные вложения – на зависть жителям соседних районов, которые теперь водят детей играть сюда, – возможны лишь в районах с многоэтажной застройкой. 

– В старых кварталах, где мы об-служиваем 8–12-квартирные двух-

этажные дома, мы такие комплексы не ставим. При сборе квартплаты в 2000 рублей в месяц с дома это нереально, – говорят в «Нашем доме». – Да и детей в тех районах мало, больше пенсионеров – ставим им самодельные лавочки и беседки.   

То, что в построенном в 40–50-е центре Ангарска детям во дворах играть негде или небезопасно, стало особенно заметно после установки в парке ДК нефтехимиков купленного на бюджетные 900 тысяч рублей игрового городка. В погожие дни там не про-

толкнуться – десятки семей выбираются в парк, чтобы их чада получили возможность вдоволь накачаться на новых качелях, покрутиться на каруселях, поиграть в песочницах или на-

обезьянничаться на лесенках и в тоннелях игровых комплексов. Приходят и приезжают сюда издалека – ведь подобными комплексами, с закруглёнными углами всех поверхностей, с резиновыми сиденьями качелей и продуманной эргономикой, избалованы лишь несколько микрорайонов «самого благоустроенного города России». 

По словам заведующей травматологическим отделением городской детской больницы №1 Ангарска Ларисы Татарниковой, есть специфические травмы, получаемые детьми именно в дворовых детских городках. Несколько лет подряд в отделение регулярно попадали с переломами ребятишки, катавшиеся по спиральным пластиковым горкам: бортики у этих горок низкие, вокруг них бегать-страховать ребёнка не получится, вот и вылетали детишки на поворотах. Традиционны травмы, вызванные падением с турника: под нашими турниками нет мягких резиновых покрытий. Нередко падают с высоты малыши, которых подсадили на турник родители – силёнок держаться самостоятельно не хватает. Из тех дворов, откуда управляющие компании не вывозят на лето деревянные горки, привозят детишек с полными заноз попами, а то и «палками» по 10–15 см – малышам же не объяснишь, что на стоящей круглый год горке можно кататься только зимой. Очень часто дети слетают с качелей: на цепных  закручиваются или сильно раскачиваются, со сварных падают – и их железные качели «догоняют». У нас во дворах почти нет качелей с закруглёнными углами сидений или с резиновыми сиденьями; у большинства качелей они сварены из железных уголков. Если угол такого сиденья ударяет по голове упавшему ребёнку – получается серьёзная черепно-мозговая травма. В этом году было уже три или четыре случая, когда дети падали с надувных батутов и получали переломы голени – на этих батутах толчея, много детей скачет одновременно, бывает, что малыши буквально вылетают из них на землю или бетон. Фиксировались и случаи падений и травм в игровых комнатах кафе, когда там одномоментно оказывалось слишком много детей. Опасны и самодельные «тарзанки»: на них можно и об дерево удариться, и на проезжую часть сорваться. За последние два года было несколько случаев падения во дворах плохо закреплённых железных футбольных ворот – фиксировались и перелом черепа, и переломы конечностей. Ненадёжно вкопанные футбольные или хоккейные ворота – это конкретная недоработка управляющих компаний. 

У преображения ангарских дворов было два заметных пика активности. Первый – в самом начале пилотных проектов, когда только что ставшие обществами с ограниченной ответственностью управляющие компании стремились сделать свои прогрессивные подходы максимально заметными населению. Второй пик был вызван конкурсами муниципальных грантов, проводившимися местной администрации до её деления на городскую и районную. 

– Наша компания три года принимала участие в конкурсах муниципальных грантов, – говорит директор ООО «Наш дом» Галина Князева. –  Мы создавали хорошие проекты, они побеждали в конкурсах – и в оборудование дворов мы вкладывали 30%, а ещё 70% софинансировал город. Таким образом удалось оборудовать в общей сложности 15 дворов, в том числе в старой части города, несколько спортплощадок и кортов  и единственную в городе площадку для роллеров и скейтбордистов. Там трамплины, рампы, большая асфальтированная площадь – на квартплату такой проект реализовать невозможно. Жаль, что уже два года эти конкурсы не проводятся. 

Темпы обновления дворового оборудования в Ангарске существенно упали в те годы, когда в популистских целях администрация удерживала тариф на содержание жилья на планке меньше чем шесть рублей за квадратный метр. В то время как в соседних городах тариф был раза в полтора выше, ангарским жилищникам удавалось лишь более-менее поддерживать построенное в прошлые годы и худо-бедно демонтировать развалившееся – на масштабные перемены средств не было. В этом году тариф на содержание жилья вырос скачкообразно, но кроме скачка политической активности это дало и заметные невооружённым глазом перемены во дворах, впрочем, далеко не во всех. В одной из управляющих компаний мне специально продемонстрировали двор пятиэтажки «без изысков»: «Здесь мы в этом году ничего не делаем – здесь жители проголосовали за старый тариф». Очень хочется надеяться, что во дворах, где действует новый тариф, будет наблюдаться ожидаемый пик обновления. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры