издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджетная перезагрузка

Иркутская область более не может тратить все средства на социалку, не отдавая ничего на экономическое развитие. Так считают специалисты фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». По их подсчётам, регион сейчас отстаёт от других субъектов СФО по среднедушевой доле расходов бюджета на развитие экономики более чем на 33%. При этом 64% общих расходов нашей казны уходит на социалку и межбюджетные трансферты. Это путь в никуда. Но поскольку сокращать зарплату бюджетников – это политическое самоубийство, «Северо-Запад» рекомендовал «Серому дому» диверсифицировать бюджет. А именно: перейти на 60% «управляемых» расходов в рамках конкретных программ.

Эти предложения были озвучены в минувшую пятницу на обсуждении проекта программы социально-экономического развития Иркутской области 2011 – 2015 годов. Руководитель программного направления фонда «Северо-Запад» Дмитрий Санатов отметил, что сейчас в консолидированной казне Иркутской области более 41% уходит только за зарплату и её начисления, тогда как бюджет развития минимален. При этом по СФО эта же цифра составляет 33,5%, а по России – 29,7%. В 2009 году среднедушевые расходы бюджета на развитие экономики были на 33,3% меньше среднего по СФО. А межбюджетные трансферты и социальная политика занимали в прошлом году 64% бюджетных расходов. При этом, как отметили авторы программы, в Иркутской области имеет место нарастающий разрыв между стагнирующими доходами и инерционно растущими расходами. Существенное снижение по налогу на прибыль, упрощёнке, алкогольным акцизам, почти в два раза сокращение по НДПИ. Плюсом идёт снижение с 8,7 млрд. рублей до прогнозных 6,7 млрд. рублей поступлений из федерального бюджета. Ситуация по налоговым поступлениям может сохраниться до 2012 – 2014 годов, прогнозируют в «Северо-Западе», считая, что только к этому времени восстановятся основные налогоплательщики.

В связи с этим Дмитрий Санатов заметил: «Перераспределение затрат внутри бюджета должно рано или поздно произойти». Зарплатный фонд, по его мнению, должен быть подчинён «достижению конкретных целей», к примеру, в частно-государственных проектах. Авторы проекта программы социально-экономического развития настаивают на концептуальном изменении подхода к бюджету. А именно на переводе до 60% всех расходов на «управляемую» программную часть.

Как пояснил Дмитрий Санатов, при детальном изучении областных целевых программ авторы проекта пришли к неутешительному выводу:  многие из них работают неэффективно. Часто у программ нет чётких целей, отсутствуют иные, за исключением административных, способы оценки успешности. Нет прогноза действий, если программа за обозначенный срок не была реализована. Очень редко отмечаются количественные показатели эффективности, что вообще не позволяет судить о том, насколько продуктивна программа. Помету «малоэффективная» специалисты фонда поставили на семи из 27 рассмотренных ОЦП. Среди них программы по охране труда, пожарной безопасности, газификации региона, развитию физкультуры и спорта, вакцинопрофилактике. Ещё по 11 программам стоит помета «требует доработки». Специалисты «Северо-Запада» привели конкретные цифры, доказывающие, что увеличение объёмов расходов на социалку вовсе не означает, что каждый рубль будет эффективным. Скорее, наоборот. Мы постоянно, методично «грузим» областную казну социалкой. В 2006 году на соцзащиту уходило 14% от общего объёма средств областного бюджета, а в 2009 – уже 20%. При этих чудовищных расходах обеспеченность врачами в регионе ниже, чем по России, на 4,3%, а уровень наркотизации населения в полтора раза превышает средний показатель по СФО и в два раза – по России. По онкологии мы опережаем среднероссийский показатель в 1,2 раза, по ВИЧ – в четыре раза. При этом практически по каждому направлению есть своя собственная целевая программа. И зачастую не одна. К примеру, заботу о старшем поколении берут на себя «семь нянек» в виде пяти региональных ведомств, и их действия между собой не согласованы, отмечают авторы. Итог этой всеохватной заботы показателен. В 2008 году наша область была на втором месте в СФО по уровню заболеваемости. При многочисленных программах у нас, оказывается, нет единой концепции демографической политики. И эффективной межотраслевой программы развития индустрии здоровья и спорта.

Дмитрий Санатов считает, что при повышении эффективности бюджет удастся перенаправить из русла «распылённых» социальных расходов в русло экономически обусловленного развития. «Сейчас объём консолидированного бюджета области 3 миллиарда долларов, это очень хорошая цифра. И тем важнее эффективность бюджетных затрат, – говорит Дмитрий Санатов. – У нас по бюджетному блоку имеются весьма серьёзные предложения структурного характера. В том числе увеличение доли управляемых, или программных, расходов до 60%. Это очень большое движение, и, если так произойдёт, возможна хорошая экономия. Даже при сохранении прежних объёмных показателей внутри появится бюджет развития». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры