«Рыбий глаз» заслужила Япония
2 сентября жюри международного фестиваля любительских фильмов «Рыбий глаз» подвело итоги финала. В нынешнем году Гран-при получила картина «Базен-Бэнд» из Японии. В этой комедии рассказывается о музыкальном коллективе, участники которого очень долго репетировали, тщательно готовились к важному концерту. В финале оказалось, что зрителями музыкантов стала группа фермеров в сельском клубе. Жюри отметило профессиональный сценарий, хорошую игру актёров и качественный грим. Наградой для автора стал знак фестиваля, изготовленный из золота и серебра на нефритовой подставке. Сам рыбий глаз сделан из рубина.
Фестиваль «Рыбий глаз» проводится в два этапа. В ходе национальных финалов лучшие фильмы отбирают жюри четырёх стран-участниц: России, Монголии, Японии и Кореи. В международном финале участвуют семь финалистов от каждой страны: Гран-при и победители шести традиционных номинаций: «Природа», «Синема», «Путешествие», «Мой город», «Моя семья», «Анимация». Таким образом, борьбу за главные призы фестиваля ведут 28 фильмов, среди которых жюри выбирает семь лучших. Главная особенность фестиваля заключается в том, что для участия в нём допускаются только работы режиссёров-любителей, тех, для кого съёмка – это хобби.
История фестиваля началась в 1997 году с нескольких любительских фильмов о Тофаларии, которые оказались в редакции телеканала «АИСТ». Спустя 13 лет своеобразный творческий форум для авторов-непрофессионалов перерос в международный фестиваль с сотнями участников. Например, в нынешнем году в российском финале приняли участие 170 работ. Активнее всего проявили себя авторы из Монголии – жюри пришлось выбирать из 300 фильмов.
Российские организаторы фестиваля отмечают, что качество работ-участниц с каждым годом меняется.
– Мы столкнулись с любопытной тенденцией. Сначала на конкурс присылали в основном работы созерцательного характера, люди брали камеру и снимали природу, улицы. В последние годы стало больше работ «интеллектуально обременённых» жанров: синема, анимация, – говорит первый заместитель генерального директора телекомпании «АИСТ» Сергей Филипчук.
Схожие процессы отмечают и организаторы из других стран.
– Если раньше участники фестиваля чаще всего присылали своё домашнее видео, то теперь снимают фильмы специально для фестиваля, – рассказывает генеральный директор монгольской телекомпании UBS Лхагвадоржийн Балхжав. Кстати, монгольская компания восемь лет назад стала первым иностранным соорганизатором «Рыбьего глаза», благодаря чему фестиваль получил статус международного.
Генеральный директор японской компании BTV Этанцу Такудзо добавляет, что его соотечественники в качестве сюжетов для конкурсных фильмов любят использовать национальные праздники.
– Церемонии, история которых насчитывает тысячелетия, – это великолепное зрелище. Люди понимают, что их работы увидят не только в нашей стране, но и за рубежом. Поэтому стараются представить нашу культуру во всём её многообразии, – говорит господин Такудзо.