издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки лидерства

  • Автор: Лариса КОНСТАНТИНОВА

Накануне юбилея Байкальской международной бизнес-школы декан факультета бизнеса и менеджмента Маргарита Шиверских решила: только не формализованные отчёты, юбилей – повод строить новые планы, а не подводить итоги. «Можно оглядываться назад и перечислять прошлые заслуги, а можно поместить себя в точку начала и оттуда посмотреть в будущее – на сегодняшний день и гораздо дальше, – объяснила она. – Так, через перспективу, хорошо видно динамику». О динамике развития факультета в сложных рыночных условиях и о перспективах регионального и мирового бизнеса она рассказала «Конкуренту».

«Точка начала» факультета бизнеса и менеджмента – 1996 год. 

– Тогда многие взрослые люди почувствовали необходимость профессионального изучения управленческих навыков, – рассказала Маргарита Шиверских. – Но в той системе не существовало адекватных предложений таким запросам. И мы открыли программу ускоренной подготовки «Менеджмент», чуть-чуть предвосхитив ситуацию, когда во всех вузах появилось второе высшее образование. 

– Насколько программа оказалась востребована? 

– Очень. Живо откликнулся Борис Говорин, бывший тогда мэром Иркутска. И мало того что сам пошёл учиться, он ещё и свою команду привёл. Кстати, отучившись на специальности «Государственное и муниципальное образование» год, Говорин стал губернатором области.

– Однако оставалось неохваченным такое направление, как бизнес. 

– Да, мы прекрасно чувствовали потребность деловых людей в профессиональном обучении управленческим навыкам. И в 1997 году открыли специализацию «Управление предприятием и экономика предпринимательства». Она и сейчас является самой популярной. 

Потом, когда люди только-только начали осваивать Интернет и ещё не начался бум информационных технологий, мы поняли: электронный бизнес будет. И открыли специализацию второго высшего «Электронный бизнес». Разработали курсы «Электронная коммерция», «Электронные финансы» – для людей это были запредельные вещи, многие спрашивали: «А что это такое?».  

– И всё же желающие обучаться нашлись. 

– Конечно. Туда пошли самые любопытные и авантюристичные в хорошем смысле люди, обладающие настоящим предпринимательским духом. Например, в первый набор поступил Игорь Васильевич Ушаков – главный врач Иркутского диагностического центра. Написал дипломную работу по электронному управлению. А сейчас в диагностическом центре вся база данных, все коммуникации с клиентами и поставщиками ведутся через Интернет. Это же не случайно, это здорово. 

Вообще, глядя из того времени, отчётливо видно, насколько быстро развиваются информационные технологии на факультете: первому нашему курсу, «говоринскому», дополнительные материалы мы давали на дискетах. Но уже задумали систему интернет-обучения.  А сейчас уже все программы ведём в четвёртой версии своей запатентованной интернет-системы. 

 – Но специализации «Электронный бизнес» уже не существует. 

– Да, мы отучили два набора и поняли, что Интернет настолько быстро распространяется, что скоро будет нужен не только студентам конкретного направления, а всем. И  внедрили информационную составляющую во все курсы. Она стала такой же обязательной частью курсов, как менеджмент. 

– К тому времени бизнес уже имел достаточное представление, в каком образовании нуждаются его сотрудники. 

– В той парадигме разделения функций и специализации финансист хотел ещё более углубиться в финансы, маркетолог –  в маркетинг, специалист по управленческим ресурсам —  в HR. Мы сориентировались на эти потребности бизнеса и ввели в дополнение к финансовой специализации ещё две – «Управление персоналом» и «Маркетинговое управление компанией». Так у нас появились постоянные клиенты. ЗАО «Труд», компания «САВА», авиационный, алюминиевый, кабельный заводы, «Иркутскэнерго» – все фирмы, которые задумывались о том, чтобы их специалисты двигались вперёд в своём профессиональном развитии, стали из года в год направлять обучаться по несколько человек. 

– А когда на факультет пришли учиться топ-менеджеры и владельцы бизнеса? 

– Массово – в 2006 году. Стало понятно, что подготовки узких специалистов среднего уровня, занимающих промежуточную нишу, бизнесу оказалось недостаточно. К тому времени как раз активно шёл процесс отраслевой вертикальной интеграции, выделения из крупного бизнеса дочерних непрофильных предприятий, да и предпринимательство набирало обороты, появился средний бизнес. Собственникам, топ-менеджерам  нужно было предлагать знания другого уровня.

– Вы опять несколько опередили ситуацию?

– Мы открыли программу МВА «Стратегическое управление компанией». Туда пошли собственники малого и среднего бизнеса, директора компаний и предприятий. Интересно, что ОАО «Иркутскэнерго»  направило в первый набор сразу 20 директоров своих «дочек».  Кстати, все они впоследствии сделали хорошие шаги по карьерной лестнице. Например, наш выпускник Булат Дугаров стал директором ООО «Востсибуглесбыт».

Очень интересно получилось с компанией «Формула развития»: вначале оттуда пришёл учиться один Виталий Закаблуковский, но, прослушав первый блок, он позвал других собственников-соучредителей  изучить блок по финансовой системе предприятия и управлению рисками. Так все они стали слушателями программы.

Были и, на первый взгляд, не совсем ожидаемые студенты. Пришёл учиться главный врач Ангарского перинатального центра Александр Городской. Учился с большим интересом. После успешного окончания программы стал ещё и депутатом городской Думы. 

– Сориентировалась ли Байкальская школа в нынешней ситуации на рынке? Есть у образования предложения для бизнеса?  

– Да, идеи есть. Сейчас нам стало понятно, что в условиях развития глобализационных процессов, укрупнения бизнеса и захода в регион федеральных и глобальных игроков характер конкуренции изменится. Мелкие региональные компании имеют совсем другие перспективы. Изменилась среда, и теперь надо думать в первую очередь о том, как создать свою собственную стратегию. Стало очевидно, что, не имея личного видения будущего, невозможно сориентировать компанию, выстраивать стратегию фирмы. 

Поэтому в этом году мы открыли программу МВА, которая называется «Стратегии лидерства». Факультет делает её совместно с профессорами Высшей школы экономики в Москве, нашими давними партнёрами Геннадием Константиновым и Сергеем Филоновичем,  они будут вести две основные содержательные ветки программы, по три блока каждая: одна – по стратегии, другая – по лидерству.  Это совершенно уникальные блоки, которые должны будут нанизать на себя все остальные функциональные знания по финансам, маркетингу и инновационным технологиям. 

Думаю, что люди, первыми пришедшие на эту программу, точно не проиграют. Потому что все, кто встраивался в начало любого направления, попадали потом в струю времени и получали большой отрыв, пока другие соображали, ориентировались, осторожничали. 

Вообще, надеюсь, факультет уже завоевал доверие людей. У нас есть выпускники, которые последовательно заканчивают несколько программ, переходят с одного уровня на другой. Например, генеральный директор ООО «Газпром добыча Иркутск» Андрей Татаринов сначала пришёл к нам учиться на второе высшее, потом прошёл президентскую программу и зарубежную стажировку. Кстати, в каждой программе он был в первом наборе. Или владелец сети кинотеатров Михаил Чуев: он тоже, отучившись на втором высшем, через несколько лет пошёл на МВА и в этом году успешно защитился. Это же здорово, это значит, что люди всё время находятся в поиске новых идей и методов их осуществления. 

– Факультет  предлагает стратегии развития взрослым состоятельным людям, а на чём базируется его собственная стратегия развития? 

– Говорить об отдельной стратегии факультета не имеет смысла. А вот стратегия Байкальской бизнес-школы, задуманная изначально, включает в себя несколько направлений. Первое – ещё 20 лет назад было понятно: мы точно будем развивать английский язык и взаимосвязи с зарубежными партнёрами. Второе — мы будем развивать информационные технологии. И третье – будем поддерживать связь с бизнесом и с ведущими российскими и западными бизнес-школами. 

Так мы наработали целую сеть связей с преподавателями, которые являются даже не носителями, а генераторами первоклассных знаний. Это уже упомянутые профессора Константинов и Филонович. Это профессор Леонид Евенко из Академии народного хозяйства при правительстве РФ, он же президент Российской ассоциации бизнес-образования. Это Владимир Годин из Государственного университета управления, работающий в сфере управления информационными системами, и многие другие. С другой стороны, ещё одна стратегическая линия, заложенная у истоков, подразумевала, что мы должны вырастить своих преподавателей. Сейчас это уже вполне сформировавшаяся группа людей, причём практически у всех из них есть либо свой бизнес, либо хорошая управленческая позиция в чужой компании. Они не пересказывают теоретические установки, они сами варятся в этом котле. Взаимодействуя вместе, эти две группы образуют уникальный сплав опыта и креатива. Преподавательский состав – наша отдельная гордость, так же как и его ученики, так как их объединяет одно замечательное свойство – они ориентированы на будущее. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры