На ярмарку с Вампиловым
Август – самый нетеатральный из месяцев года. Предыдущий сезон давно закрыт, люди театра отдыхают и готовятся к новым встречам с публикой. Но в иркутском театральном календаре судьба придала именно этому месяцу особый статус. Александр Вампилов, драматург, при жизни бывший сугубо нашим, местным, но уже давно и бесспорно причисленный к русским и мировым классикам, родился в Черемхове 19 августа 1937 года и трагически погиб в Листвянке 17 августа 1972 года. Эти почти до дня совпавшие даты, радостную и скорбную, помнит и каждый год неравнодушно отмечает здешний театральный и литературный мир.
Вот и на сей раз Иркутский театр юного зрителя, носящий имя великого земляка, и областной Фонд Александра Вампилова собрали 19 августа традиционную встречу его друзей и показали на ней совершенно нетрадиционное, специально к датам подготовленное театрализованное действо под названием «Ярмарка».
Круг пришедших на встречу был и широк, и авторитетен – дай бог каждому из «обычных» спектаклей такой большой и чуткой аудитории. Замечательно (хотя и закономерно), что само понятие «друзья Вампилова» с годами приобретает переносный, обобщающий смысл. Но замечательно и то, что у руля таких акций стоят, идеологию их задают люди, дружившие с ним в смысле самом прямом, бывшие его соратниками.
Лина Иоффе, сверстница Вампилова ещё со студенческой поры, позже известный книжный редактор, наставница и в своём роде муза не только его, а и всей легендарной иркутской «писательской стенки» тех лет, ныне заведует литчастью ТЮЗа. Она стала автором литературной основы зрелища, обеспечив ему, как и каждому из своих скромных, но многочисленных и разнообразных трудов, самый высокий уровень компетентности, культуры, вкуса.
Галину Солуянову, человека из следующего поколения, Иркутск знает как главную хранительницу памяти драматурга. Основательница и бессменная, по сути, глава Фонда Вампилова, неиссякаемый кладезь и неутомимый реализатор инициатив, связанных с увековечением этого имени, она на пути своём (оказавшемся тернистым) освоила много разных профессий и умений. В этот раз, кроме несения организаторских функций, Солуянова напомнила всем, что по первой и главной профессии она актриса, азартно, умело и умно сыграв целую серию ролей в калейдоскопе действа…
Младшие участники этого, как принято ныне выражаться, проекта достойно поддержали старших душевно и профессионально. Первым из них, естественно, должен быть назван режиссёр-постановщик, он же сценограф, Александр Лобыгин – человек в Иркутске новый, но, как видно уже по двум его работам, «обожжённый» творчеством Вампилова, искренне ищущий нестандартные подходы к его сценическому воплощению (пусть порой и не без «перегибов», к которым так склонен нынешний режиссёрский клан).
Актёр Сергей Павлов, которому была поручена ответственнейшая задача выступить в роли Александра Вампилова (и – в соответствии со структурой зрелища – в ряде других ролей), – тоже новичок в нынешнем иркутском ТЮЗе. (Помнится, правда, что с десяток лет назад он оканчивал здесь театральное училище, но тогда уехал, не дав себя «разглядеть».) Зрелость, серьёзность нынешней его работы позволяют признать её удачей и надеяться, что театр обрёл перспективного актёра с интересной индивидуальностью. Достойно показались и яркая Дарья Садовская, и характерный актёр Михаил Цыбань. (Оба они, кстати, на памяти тоже уезжали из Иркутска в поисках лучшей актёрской доли, и оба вернулись – дай бог, чтобы такие возвращения стали тенденцией.)
Звонко, чисто, очень уместно про-звучала и нота самого юного из выступавших – школьника, тюзовского студийца Алёши Морозова, который читал знаменитое вампиловское «Солнце в аистовом гнезде» и подыгрывал старшим ещё в некоторых эпизодах: вечно искусство, вечен театр, вечен Вампилов…
…В зрелище, прихотливо выстроенном, активно участвовали ещё две достаточно неожиданные фигуры: большие писатели разных эпох Антон Павлович Чехов и Александр Трифонович Твардовский. Формальный повод для их «задействования» здесь несколько курьёзен – оба они в нынешнем году юбиляры. Неформальные поводы тоньше и убедительнее: оба как-то (пусть чуть-чуть) связаны с нашим городом биографически, оба как-то повлияли на вампиловское творчество.
Можно (хотя не место здесь) спорить, в какой мере драматург Вампилов наследовал драматургу Чехову. Но идея нести со сцены чеховские и вампиловские тексты вперемешку не нова (довелось видеть этот приём и в одном из московских театров) и, право, не так уж нелепа: Вампилов каждый раз выдерживает это сопоставление с заведомым гением, с вершиной мировой драматургии.
С Твардовским же, как известно из воспоминаний В. Шугаева, Александр многократно встречался лично, отношения коллег по перу были взаимоуважительны, влияние старшего на младшего несомненно.
Роли литературных мэтров сыграли, естественно, мэтры театральные: актёры, удостоенные почётных званий, – Владимир Безродных и Владимир Привалов. Сыграли (что опять же естественно) мастеровито, колоритно, хотя моментами (от работы Привалова в особенности) возникало ощущение, что можно бы играть чуть проще.
…Не каждый, может быть, знает (но действо напомнило смотревшим), что «Ярмаркой» называлась первая, ученическая, большая пьеса Вампилова – та, что в итоге после переделок стала «Прощанием в июне». В сознании юного писателя ярмаркой какое-то время виделась жизнь, в которую он вступал: необъятное изобилие не только вещей (вещепоклонником он как раз не был никогда), но и разнообразных людей, возможностей, перспектив, зрелищ, сюжетов, собственных молодых сил, наконец.
Не случайны смена названия и переделка пьесы: «путь на ярмарку» оказался у Вампилова очень коротким, взгляд на жизнь вскоре стал гораздо сложнее и глубже. Но не случайно (у большого писателя случайным ничто не бывает) «Ярмарка» была – и попытка театра заглянуть в эту раннюю страницу его творчества (перелистав заодно другие страницы) заслуживает уважения и благодарности.
И ещё одну мысль вызвало увиденное зрелище. Текст пьесы «Ярмарка» долго считался вообще уничтоженным автором, но не так давно стараниями иркутских исследователей он был найден, опубликован, прокомментирован. На сцене же (как ни гоняются сейчас театры за каждой вампиловской строкой, пытаясь ставить даже записные книжки) этот вариант пьесы не ставился ещё никем. Не подумать ли Иркутскому ТЮЗу имени Вампилова (а кому ещё?) о возможности такой постановки? Ассоциация «жизнь-ярмарка» сегодня уж никак не менее актуальна, чем в первой половине 60-х, когда писалась пьеса «Ярмарка».