Отдавай мои игрушки
Японец Йошифуми Такабэ две недели назад сжёг дом своей матери. За то, что она выкинула на помойку его игрушки-трансформеры. Мальчонке исполнилось всего 30 лет. Одна иркутская кукольница рассказала, что у дам в Москве модно выходить в свет, держа на руках кукол-младенцев. Люди изобретают картины-кофеварки, флешки-трансформеры и телефоны-бананы. Каждый день в мире появляются 33 новых продукта. Больше трети из них – игрушки.
Игрушек на самом деле намного больше, чем мы можем себе представить. Любой телефон с функцией раскладушки или там поворачивающейся камеры вообще-то хозяину не нужен. Но он покупает его. Из-за особого стального блеска. Из-за мягких, удобных, упоительно утопающих кнопочек. Из-за характерного щелчка крышечки. А в целом – только по одной дурацкой причине. Хочется игрушку. Не функционал, а именно – игрушку. Похоже, что все встроенные функции не стоят для определённой части людей ничего. А вот розовый корпус – всё. Между прочим, года три назад на Западе появлялась пилотная модель телефона NEC YoYo, который раскладывался как пудреница и имел верёвочку с колечком, чтобы играть с ним, как с йо-йо.
Японский производитель игрушек «Такара» сделал рывок в двухтысячных, выпустив серию телефонов-бананов. Когда в Японии было продано 100 тысяч этих бананов, компания поняла: надо создавать отдельное подразделение – игрушки для взрослых. Сейчас взрослые игрушки дают 20% годовой прибыли. Немного шокирует, да? Но компания уже ищет своих клиентов среди пожилых. И пытается встроить игрушки, к примеру, в холодильники и стиральные машины.
Самая, пожалуй, популярная игрушка – это флешка. Браслет, кулон, губная помада, отрезанный палец, ломтик лосося, арбуз. Для стритрейсеров уже есть флешка – гоночный автомобиль, а для туристов – перочинный нож. Для домохозяек – флешка, встроенная в деревянную прищепку. И, наконец, верх моды – флешка-трансформер, которая лёгким движением превращается в робота или автомобиль. От детского трансформера отличается только ценой – за два гига 1,5 тысячи рублей. Уверена – раскупают со свистом. Все эти вещи в столь сложном исполнении, по сути, ни к чему. Зачем, к примеру, вам маркер-неваляшка? Чтобы стол не пачкать, очевидно. Конечно, конечно. День в офисе долгий, дрын-дрын его. Он покачался. И легче стало. Или зонтик, ручка которого заканчивается подставкой для стакана? Или тостер, который выжигает смайлы на тостах? Или кружка со специальной пуговицей, на которую можно наматывать верёвочку от чайного пакетика? Или вилка с надписями, в какой стране больше голодают? Абсолютно незачем. Но ой как хочется.
Это интереснейшая часть человеческой психологии. Почему-то людям обязательно, практически физически необходимо, чтобы функциональная вещь имела нефункциональную сторону. Причём эта сторона, как говорил Станислав Лем, last but not least. Последняя по счёту, но не по значимости. Ну, к чему, например, такая вещь, как тюнинг машин? Для чего так напористо, так неудержимо развивается совершенно бесперспективное искусство разрисовывания авто? Честно скажу, не знаю. Тема, что вещь как бы повышает шансы её владельца в глазах противоположного пола, не нова. Это, конечно, так. Но ею не объяснишь тягу, например, к флешке-трансформеру. Этой фишкой явно никого не привлечёшь в постель. А она есть. Зачем нужна настенная картина-кофеварка? На её поверхности появляются замысловатые узоры, когда горячий кофе стекает в кружку. Это чистое ничто, выхолощенная эстетическая игра. И, тем не менее, она существует. Влияние этого непрактичного, ателеологичного фактора (не имеющего конечной цели) на развитие современных технологий очень высоко.
Можно, конечно, рассуждать об инфантильном поколении, о мальчиках-переростках, которые готовы убить маму за коллекцию игрушек. О взрослых женщинах, которые носят в руках кукол-младенцев, вместо того чтобы рожать своих. Но это тема для другой колонки. Глядя на этих инфантилов, увлечённых игрушками, мы в состоянии дать им моральную оценку, но не в силах оценить, к чему приведёт лет через 200–300 увлечение нашей цивилизации вот такими «гаджетами». А они, вероятно, изменят мир. Когда у человека вынули из рук мотыгу и сняли необходимость рожать по 10–15 детей, он заскучал. Да-да. И не надо говорить, что вы гробите себя на работе. Вы не доярка с семью детьми, встававшая ровно в 4 утра всю жизнь. У вас есть время покрутить кубик Рубика. Рискну предположить, что чем дальше, тем гаджеты будут изощрённее и популярнее. Вскоре мы увидим детские конструкторы, но для взрослых. Не просто удивительные игрушки, а игрушки, которые позволяют творить самому. Да они уже есть. К примеру, появилась домашняя мебель из блоков-кубиков, которую каждый день можно перестраивать по-новому. Или автомобиль, который по желанию хозяина свободно меняет форму кузова. Или «интеллектуальная» кухня, из стен которой по мановению руки «вырастают» столы, печи и ящики. Технологи делают всё, чтобы человек не заскучал. И чувствовал себя ребёнком, по уши зарывшимся в ящик с увлекательными игрушками. Человечество взрослеет, человек – нет.