Взаимная ответственность – гарантия качественного теплоснабжения
Квартальная теплосеть по улице Чайковского в городе Усолье-Сибирском была проложена не более семи лет назад – этот срок составляет менее трети от нормы эксплуатации тепловой сети. Однако жалобы на неудовлетворительное теплоснабжение от жителей улицы поступали в адрес участка тепловых сетей (УТС) регулярно. В этом году проблемная зона по улице Чайковского была включена в программу летних ремонтных работ участка тепловых сетей ТЭЦ-11. С чем столкнулись специалисты УТС в процессе ремонтов и станут ли их мероприятия гарантией качественного теплоснабжения потребителей этого района предстоящей зимой, корреспондент «Сибирского энергетика» выяснял у начальника технического отдела УТС ТЭЦ-11 Максима Никитеева.
Взаимосвязь причин и следствий
Поводом для расследования нарушений режима теплоснабжения послужили жалобы крайних потребителей, подключённых к распределительной сети по улице Чайковского. Но о причинах острых проблем энергетикам было известно давно. «Эксплуатируя тепловые сети с 2006 года, мы постоянно сталкивались с многочисленными технологическими повреждениями, – поясняет Максим Никитеев. – Со временем у нас сложилась объективная картина взаимосвязи причин и следствий, вызванных различными нарушениями».
Трубопроводы тепловых сетей проложены предыдущим арендатором бесканально, с нарушением всех требований нормативных документов – без антикоррозионной защиты, теплоизоляции и устройств компенсации температурных расширений. Отсюда – колоссальные потери тепла. Кроме того, учитывая отсутствие компенсаторов, а также значительное утончение стенки трубопроводов в периоды наиболее низких температур наружного воздуха, были выявлены многочисленные факты разрыва металла трубопровода.
Второй причиной нарушения теплоснабжения являлась полная анархия, допущенная предыдущим арендатором при подключении потребителей к действующим тепловым сетям. При инвентаризации подключений после вскрытия теплотрассы было обнаружено несколько незаконных врезок, остальные потребители были подключены к теплотрассе глухими врезками, т.е. врезка выполнена в трубопровод без наличия запорной арматуры и тепловой камеры, которая позволила бы проводить персоналу УТС осмотры и необходимые мероприятия по наладке режима теплоснабжения. Кроме этого выявлено множество нарушений технических условий на подключение – несоответствие договорной нагрузки, наличие многочисленных перемычек с подающего на обратный трубопровод, что приводило к нарушению необходимого перепада давления и отрицательно сказывалось на качестве теплоснабжения.
Отдельным пунктом комплексной проблемы являлось ещё и то, что жители, зная о собственных нарушениях режима теплопотребления, не допускали на свою частную территорию персонал УТС и энергосбытовой компании.
Согласно приоритетам
«Подобные проблемы существуют и в других районах Усолья-Сибирского, в которых расположены потребители частного сектора. Их мы тоже обязательно будем решать – в соответствии с расставленными приоритетами, – говорит Никитеев. – Все проблемы единовременно решить невозможно. Для этого потребуются очень большие материальные затраты».
По этой причине ремонт участка по улице Чайковского, как особо сложного и проблемного, было решено провести уже в эту ремонтную кампанию, по другим проблемным участкам для устранения замечаний будут привлечены подрядные организации в будущем.
Для капитального ремонта теплосети будет освоено около 3 миллионов рублей. Работы начались в начале августа и продлятся около месяца. В ходе ремонта используются новейшие технологии – индустриально изолированные трубопроводы с пенополиминеральной изоляцией, которая на сегодняшний день по сравнению с другими типами в наибольшей степени отвечает требованиям по качеству, надёжности, долговечности. Прокладка останется бесканальной, но будет выполнена в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, с организацией тепловых камер для цивилизованного подключения всех потребителей, установкой запорной арматуры, а также устройств, позволяющих производить наладку гидравлического режима.
«Работа очень серьёзная, – говорит Максим Сергеевич. – Но мы обязуемся завершить её согласно утверждённому и согласованному графику».
На этом этапе потребители должны взаимодействовать с энергосбытовой компанией, которая определяет степень этой готовности и в дальнейшем даёт разрешение УТС на отпуск тепла. «Некоторым потребителям потребуется перезаключение договоров на отпуск тепла, – считает Максим Никитеев. – Дело в том, что на месте многих бревенчатых домов, которые первоначально подключались к теплоснабжению, построены коттеджи. Их фактическое теплопотребление намного больше договорного».
Для того чтобы на законных основаниях получать нужное количество тепла, необходимо выполнить ряд организационных и технических требований. «В конце прошлого отопительного сезона все потребители получили предписания о том, что именно нужно сделать к началу этого отопительного сезона. Времени на выполнение этих мероприятий до начала подачи тепла остаётся всё меньше, но пока никаких действий со стороны жителей мы не видим», – сожалеет Максим Сергеевич.
В случае неисполнения обязательств со стороны потребителей возможно решение об отказе в подключении неготовых теплопотребляющих установок.
«Если потребители не получат актов готовности, мы в свою очередь не получим наряды на их подключение к нашим тепловым сетям, – объясняет процедуру включения тепла Максим Никитеев. – Если же никто не получит соответствующего разрешения, то циркуляция теплоносителя по рассматриваемой распределительной сети вообще не будет организована. Принимать столь жёсткое решение не в компетенции тепловиков, – продолжает Максим Сергеевич. – Это прерогатива энергосбытовой компании как держателя договоров. Мы в данном случае отвечаем за правильность процедуры подключения».
«Иркутскэнерго» в лице УТС ТЭЦ-11 сделает всё, чтобы обеспечить качественное теплоснабжение жителей в отопительный период – теплотрасса будет полностью отвечать требованиям нормативных документов.
Далее развитие ситуации во многом зависит от самих потребителей – вложат ли они свои средства на приведение индивидуальных тепловых узлов в порядок и получат ли наряды на подключение. Если и далее с их стороны будет наблюдаться полное бездействие, возможно, им придётся вспомнить об альтернативных источниках тепла – например русских печках.