Концессионный прорыв
Российские власти всерьёз озаботились проблемой привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. На её решение направлены изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», принятые в июле 2010 года. О том, как они повлияют на отрасль и какие ещё механизмы финансирования ЖКХ нужно внедрить, комментарий директора по правовым и корпоративным вопросам, члена правления ОАО «Российские коммунальные системы» Андрея Чибиса, предоставленный «Сибирскому энергетику» пресс-центром VI Байкальского экономического форума.
Концессионные соглашения являются наиболее эффективным способом привлечения частных инвестиций в те отрасли экономики, где существуют проблема долгосрочного стабильного финансирования и высокая изношенность, если не отсутствие, основных фондов. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что все эти факторы характеризуют жилищно-коммунальное хозяйство. Однако до недавнего времени концессионные соглашения в отрасли широко не применялись (исключением является разве что Иркутская область, где первые договоры о передаче объектов ЖКХ частным компаниям были заключены ещё в 2007 году) в силу несовершенства правового регулирования. Как считает Андрей Чибис, ситуация изменилась после 2 июля 2010 года, когда были приняты поправки в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и другие законодательные акты.
«Сейчас можно с уверенностью сказать, что их реализация повлечёт качественное изменение отношений «государственно-частное партнёрство» в сфере ЖКХ», – подчеркнул он. По словам эксперта, изменения направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для массового привлечения частных инвестиций в отрасль и гарантировать их возврат концессионерам. В первую очередь была устранена норма, по которой нельзя было заключить соглашение о передаче в концессию имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия ЖКХ, без реорганизации или ликвидации данного предприятия. Вместо этого его, наряду с собственником объектов, наделили отдельными правами концедента (того, кто передаёт имущество по концессионному соглашению). Решена и проблема передачи движимого и недвижимого имущества, образующего единые технологические объекты (например, трансформаторных подстанций вместе с расположенным в них оборудованием).
Кроме того, введена норма о том, что соглашение может содержать порядок и условия установления и изменения тарифов и надбавок к ним, а с 1 января 2012 года вводится обязательное долгосрочное регулирование работы концессионера при установлении тарифов для него. Как отметил Андрей Чибис, это позволит сдержать стоимость услуг ЖКХ для населения. Среди других нововведений значится закреплённое за концессионером право требовать возмещения инвестиций в случае досрочного расторжения договора, что, в свою очередь, даёт ему определённую защиту. В законодательстве также предусмотрены механизмы защиты его кредиторов. Кроме того, закреплена возможность заключения концессионных соглашений на основе действующих договоров аренды. Она распространяется на заключённые без проведения конкурса до 1 июля 2010 года договоры, при этом должны соблюдаться прописанные в законе условия.
По мнению Андрея Чибиса, изменения в законодательстве позволят привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство частных операторов, которые смогут эксплуатировать ранее нерентабельное имущество унитарных предприятий. Как следствие, должна развиться конкуренция, что означает повышение качества коммунальных услуг. Этому должна способствовать и реализация других программных документов, например, федеральной целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010–2020 годы, предусматривающая переход от прямого государственного финансирования к выделению бюджетных средств на инвестиционные проекты, которые реализуют частные компании. В то же время представитель «Российских коммунальных систем» отметил, что сейчас в российском законодательстве закреплена только одна разновидность концессионных отношений – модель «BOT» (Build – Operate – Transfer, или «строительство – управление – передача»), при которой концессионер эксплуатирует переданный ему объект в течение определённого срока, а затем передаёт его обратно государству. «Я полагаю, что дальнейшее развитие государственно-частного партнёрства может совершенствоваться как в рамках распространения других моделей концессионных соглашений, так и в рамках иных механизмов – например инфраструктурных облигаций», – заключил Андрей Чибис. Возможности их применения и пути дальнейшего изменения соответствующего законодательства среди прочего намерены обсудить участники «круглого стола» под названием «Инфраструктурные проекты: партнёрство государства и бизнеса». Он будет проходить в рамках VI Байкальского экономического форума, который состоится 6–9 сентября в Иркутске.