издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Он же памятник

Сергей Миронов предложил взять Патомский кратер под федеральную охрану

В минувший вторник Совет Федерации и региональные власти объявили о том, что намерены обратиться к правительству РФ с предложением присвоить Патомскому кратеру статус памятника природы федерального значения. Таков официальный итог поездки спикера СФ Сергея Миронова в Бодайбинский район, завершившейся полторы недели назад. Иркутские учёные считают, что это хороший шанс организовать на кратер поездки «дорогих» туристов и обеспечить новые исследовательские экспедиции.

В середине августа Сергей Миронов во время своего очередного отпуска отправился в бодайбинскую тайгу, чтобы лично осмотреть загадку сибирской природы – Патомский кратер, обнаруженный в 1949 году геологом Вадимом Колпаковым. Конусообразный, сложенный известняками объект посреди тайги не походил ни на классический вулкан, ни на другие природные образования. За время изучения кратера, а после Вадима Колпакова была одна попытка в 70-х и три в начале нового века, звучали самые экзотичные гипотезы. И падение сверхплотного метеорита, и мерзлотное вспучивание грунта, и особый вид вулканической деятельности, и мощный выброс газов под большим давлением. Экспедиция Сергея Миронова в новейшей истории Патомского кратера стала четвёртой. Вместе с ним на кратер отправились представители Екатеринбурга – глава одной из местных фирм Иван Угрюмов и медиа-деятель Дмитрий Мережко, а также геологи и геофизики из Ленинградского горного института Андрей Савенков, аспирант Евгений Ермолин и студент Роман Суханов. Иркутск представляли участник прошлых экспедиций, доктор геолого-минералогических наук Виктор Антипин и сотрудник астрономической обсерватории ИГУ Дмитрий Семёнов. В числе участников были глава группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук и директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов.

Из Санкт-Петербурга везли почти тонну оборудования (550 кг аппаратуры, генератор, топливо купили уже на месте). Сначала надо было добраться из Екатеринбурга и северной столицы в Иркутск, а оттуда – в Маму. Вертолёту пришлось сделать четыре рейса на кратер и три – с него, чтобы сначала доставить, а потом вывезти аппаратуру, рассказал Дмитрий Семёнов. По его словам, на кратере учёные провели электроразведку, гравитационную разведку, собрали образцы для геологических и геохимических исследований. На вопрос «Конкурента», есть ли какие-то реальные результаты исследований, Дмитрий Семёнов сказал: «Это очень долгий процесс. Идёт поиск ответа, как образовался этот кратер, для этого нужно полностью описать всю геологическую структуру, а геологическая карта этого района примитивная, поскольку ценных полезных ископаемых тут в своё время не обнаружили. Почти все работы идут с нуля, много отклонений от стандартной картины». В первый год экспедиция сделала только картографирование и сбор небольшого количества образцов, потом начались дендрохронологические, изотопные исследования, поиск газов. И, наконец, в 2008 году – первые глубинные исследования, сделанные учёными ИрГТУ. С учётом полученных тогда данных и была построена нынешняя программа электроразведки. Исследования не закончены, но основная версия сейчас: это был эндогенный процесс. «Вулкана в классическом нашем понимании не было – лава ведь не пошла, – говорит Дмитрий Семёнов. – Именно это и интересно: что вызвало такую мощную газовую продувку?». Заместитель директора Института земной коры СО РАН Кирилл Леви предлагает до окончания исследований не сбрасывать со счетов и метеоритную версию. «Только серьёзные геофизические исследования и бурение позволят нам точно сказать, что это не метеорит, – говорит учёный. – Такие странные объекты интересуют учёных и любителей по всему миру. Я знаю, по крайней мере, две базы данных «импактных событий» в сети Интернет. Конечно, туда случайно попадают вполне объяснимые объекты – вулканы, вымерзания, но есть и много метеоритных кратеров, и таких объектов, природу которых, как и на Патоме, никто пока объяснить не может. Я думаю, у нас есть хороший шанс привлечь международных туристов».

В этом году учёные отправились на Патомский кратер в четвёртый раз. Вероятно, не в последний

Пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области сообщила, что статус памятника планируется присвоить не только самому кратеру, а всей долине реки Явальдин, на одном из притоков которой расположен кратер. В поддержку этой инициативы выступили ИНЦ СО РАН, в частности, Институт геохимии СО РАН, Институт земной коры СО РАН, и астрономическая обсерватория ИГУ. «Патомский кратер, обозначенный на некоторых картах как «Гнездо сказочного орла», нуждается в сохранении как для дальнейшего изучения, так и в качестве природного памятника, который уже сейчас представляет интерес для российских и зарубежных туристов», – заявлено в пресс-релизе правительства. По информации «Конкурента», иркутские учёные составили письмо на имя Сергея Миронова, в котором просят содействовать сохранению Патомского кратера. «До сих пор нет ясности, какие именно процессы привели к выделению энергии, заставившей извергнуться более полумиллиона кубометров породы. Пока на этот вопрос не будет дан ответ, нельзя исключать, что подобный процесс может повториться в более густонаселённых районах страны», – говорится в письме. Оно находится на рассмотрении у ряда региональных чиновников и учёных.

«Конкурент» поинтересовался у исследователей, что может дать этот новый статус. «Патомский кратер в последнее время стал очень популярной темой в прессе», – сказал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев. «Скоро туда начнут ездить самостоятельно и разберут кратер по камешкам», – согласен и Кирилл Леви. «А там вся структура кратера очень хрупкая, это известняки, можно легко всё разрушить», – говорят учёные. Они полагают, что вряд ли стоит ждать каких-то финансовых вливаний после присвоения статуса памятника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры