350. А кто даст?
Мэрии Иркутска нужны деньги на статус областного центра
В Иркутске назревает конфликт. Он связан с принятием регионального закона о статусе областного центра. Городская мэрия настаивает на том, что закон должен быть финансово обеспечен ежегодно в сумме не менее полумиллиарда рублей. Региональный минфин на это заявление отреагировал сдержанно, заявив, что предложение требует изучения. В ситуации кризиса преференции и так не бедствующему Иркутску преждевременны, заявили мэры районов. А вот эксперты «Конкурента» полагают, что в связи с 350-летием минфин может и «оттаять». Однако предыдущий опыт показывает, что областной центр системными деньгами на «столичность» никогда не баловали. В отличие от Костромы, Волгограда или Кемерова.
Исключительные полномочия
В минувший вторник закон «О статусе областного центра» обсуждался в третьем чтении на парламентском комитете по госстроительству. Тихий конфликт вокруг закона завязался ещё в мае. Во втором чтении стараниями главы комитета по госстроительству Бориса Алексеева были проведены поправки, которые «вырезали» из закона особые «столичные» полномочия местной власти. Управление городом как центром региона осталось в исключительном ведении властей Иркутской области. Из закона был исключён пункт, который позволял передавать местной власти полномочия области вкупе с денежным их наполнением. А статья седьмая, ранее предполагавшая содействие региона местным властям в осуществлении функций областного центра, была чуть подкорректирована. Область теперь обязывалась помогать мэрии только в тех случаях, когда это касается вопросов местного значения и не более. Депутаты группы «Иркутск» внесли поправку, конкретизирующую финансовую помощь области городу. «Однако прошла она только в варианте, где область вправе софинансировать расходные обязательства и предоставлять трансферты», – сказал «Конкуренту» депутат ЗС Евгений Рульков. Всё это вместе дало замечательную картину. Мэрия Иркутска не получила никаких реальных «столичных» функций и, как следствие, денег под них, а «Серый дом» оставил за собой право помогать областному центру. Напомним, что ранее по такой же юридической схеме был «отработан» закон об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа.
Рассчитали норматив
У мэрии Иркутска было своё видение вопроса, которое Виктор Кондрашов изложил ещё в мае. Он попросил заменить слова «органы исполнительной власти вправе утверждать и обеспечивать реализацию областных целевых программ по развитию Иркутска» на категорический императив «утверждают и обеспечивают». Это обяжет, по мнению мэра, региональные власти делать конкретные шаги по развитию административного центра.
Сейчас же в законе даже не указаны критерии и условия оказания помощи муниципалитету в обеспечении надлежащего имиджа и социально-экономического развития столицы Приангарья. В нынешней формулировке всё оставлено «на усмотрение областного центра», а это необоснованно широкие дискреционные полномочия (то есть широкие пределы усмотрения), что, по мнению мэра, позволяет говорить о наличии коррупциогенного фактора. Мэрия предложила дополнить закон целой главой, в которой прописала собственные полномочия в управлении столицей Восточной Сибири. Это и право участия в разработке долгосрочных целевых программ, направленных на развитие центра области, и социально-экономического развития региона (в части, касающейся развития Иркутска), и право принятия решения о строительстве и реконструкции объектов и создания предприятий, которые необходимы для развития столицы.
Но на комитете во вторник было заявлено: ещё во втором чтении была достигнута договорённость, что мэр отзовёт свою таблицу поправок. Однако представители мэрии Иркутска заявили, что такой договорённости не было. А после летних каникул этот вопрос с градоначальником не обсуждался. Тем не менее в таблице поправок появилась новая инициатива мэра. Виктор Кондрашов предложил конкретизировать часть вторую седьмой статьи. Это та самая статья о праве «Серого дома» софинансировать расходы на обеспечение статуса столицы Иркутска. Мэр предлагает определить конкретный размер межбюджетных трансфертов особым приложением к закону, такое право даёт ему статья 139.1 Бюджетного кодекса. Виктор Кондрашов предлагает помножить число жителей Иркутска на «норматив финансовых средств, используемых для расчёта межбюджетных трансфертов». Это 1020 рублей. Откуда они взялись? Как утверждают в мэрии, они сложили муниципальные траты на содержание транзитных дорог на территории города, 40% расходов на обновление подвижного общественного транспорта и содержание магистральных улиц и привели всё к среднему показателю. Умножили на 580708 жителей Иркутска и получили сумму 592,322 млн. рублей. Почему бы «Серому дому» не оставить эти деньги себе и не поуправлять областным центром самостоятельно? И тут у мэра есть ответ. Потому что это муниципальные полномочия. И, как ни крути, деньги на них нужно передать мэрии. Заместитель министра финансов Алексей Зезуля заявил, что в предыдущих чтениях закона финансовый вопрос отсутствовал и потому сейчас требуется время для его обсуждения.
Деньги не лишние
Предыдущая версия этого закона предполагала, что на нужды областного центра должно выделяться до 10% доходов областной казны. Однако эта норма за всё своё существование ни разу не работала: не было подзаконного акта, а именно – программы. В 2007 году бывший мэр Владимир Якубовский разработал её как список мероприятий к 350-летию города, но документ так и завис без движения в коридорах «Серого дома». А до этого особого внимания к областному центру требовал и мэр Борис Говорин. Однако помощь всегда носила лишь эпизодический характер.
«Нагрузка на город действительно серьёзная, и деньги эти были бы не лишними, тем более что тема имеет давнюю историю. А 350-летие города – это отличный повод помочь областному центру», – считает спикер городской Думы Андрей Лабыгин. «Задача градоначальника – максимально привлекать средства в Иркутск, и мы можем только приветствовать такую политику, – сказал депутат гордумы Олег Геевский. – Если специалисты, которые готовили обоснование для поправки мэра, ответственно подошли к работе и заявка не противоречит бюджетному законодательству, я думаю, минфин должен пойти навстречу городу». «Я считаю предложение мэра вполне законным и обоснованным, – сказал Евгений Рульков, – и заявленная сумма не чрезмерна. Я изучал ситуацию в других городах. Практически во всех регионах на областные центры выделяется 1–2% от доходов областной казны». Мэр города Усть-Илимска Владимир Ташкинов сказал «Конкуренту»: «На самом деле даже у такого отдалённого города, как Усть-Илимск, не меньше федеральных функций, чем у Иркутска. Я понимаю, что у центра есть особые преференции, но хотелось бы, чтобы учитывался не только бренд столицы, но и реальные потребности городов в поддержке». «Политика, когда всё отдаётся центру, губительна, – сказал мэр Нижнеилимского района Семён Гендельман. – Нельзя устраивать преференции столице, когда на периферии районы бедствуют. А в Иркутской области всё именно так. Любые дополнительные преференции Иркутску в районах просто не поймут».
«Конкурент» решил проверить, как дело обстоит в других субъектах. Похожие законы субъектов РФ содержат важную главу, а именно – компенсационные затраты областным центрам. Столицы Тверской, Волгоградской, Ханты-Мансийской, Костромской, Кемеровской областей обеспечены деньгами из региональных бюджетов, так как «несут дополнительные расходы». Компенсация прописана как в самом законе о статусе столицы региона, так и дублируется в законах о бюджетах. Речь идёт о различных видах дотаций и субвенциях из областных бюджетов. В иркутском законе ничего этого просто нет – глава отсутствует. Обсуждение проблемы продолжится на комитете 16 сентября.