Сергей Иванов: «Мы готовы подхватить рост энергопотребления»
Разрез «Тулунуголь» возвращается к докризисным объёмам производства. В 2010 году предприятие намерено добыть почти 8 млн. тонн бурого угля. Поставки обеспечат Азейский и Мугунский разрезы, работающие с этого года в составе единого предприятия. За первые семь месяцев объединённый «Тулунуголь» продал топлива приблизительно на 1,48 млрд. рублей. О перспективах развития угледобычи в регионе «Восточно-Сибирской правде» рассказал директор нового предприятия Сергей Иванов.
Эффект объединения
– Как вы пришли работать в угольную промышленность Тулуна?
– Так случилось, что я потомственный горняк. Мой дед по отцовской линии был шахтёром. В Сибирь он приехал из Мончегорска, где работал заместителем начальника участка. В Бурятии на шахте дед проработал всю войну. Мой отец тоже стал горняком, а я уже пошёл по их стопам: отучился в Московском горном университете. Начинал работать на Холбольджинском разрезе, а в Тулуне я работаю одиннадцатый год. Начинал свою карьеру здесь в должности горного мастера на Мугуне. Вскоре стал заместителем начальника участка, а затем – главным инженером. В итоге возглавил Мугунский разрез. После объединения разрезов меня назначили руководить «Тулунуглём». Это почётная, ответственная миссия, хотя и довольно хлопотная.
– Объединение разрезов в «Тулунуголь» отразилось на их работе?
– Мы работаем в новой производственной структуре более полугода, но уже сегодня можно сказать, что эффект от преобразований налицо. На сегодняшний день я, как руководитель нового предприятия, могу гораздо более оперативно принимать необходимые производственные решения. Добыча угля вовсе не простое дело. Не всё и не всегда получается так, как хотелось бы. Например, свои сложности принесли нынешние длительные сильные морозы. Приходилось останавливать вскрышные работы, так как согласно техническому регламенту вскрышные экскаваторы просто нельзя эксплуатировать при температуре до -40 и ниже. Их и не эксплуатировали, вели только добычу угля и погрузку его в вагоны – нельзя же из-за нехватки топлива создавать аварийную обстановку в регионе. Но поскольку добыча велась, а вскрыша – нет, запасы вскрытого угля постепенно сокращались, что могло привести к сложностям. И эти сложности были – сначала на Азейском производственном участке, а потом и на Мугунском. Если бы это были разные предприятия, то найти выход из ситуации было бы значительно сложнее. А в рамках одного предприятия можно оперативно сманеврировать, перекинуть ресурсы с одного участка на другой и таким образом решить проблему. Что, собственно, и было сделано. Так что проведённая реструктуризация уже положительно сказывается на работе тулунских горняков, а в дальнейшем эти изменения будут ещё явственнее.
Филиал «Разрез Тулунуголь» – это уже состоявшееся предприятие. Разумеется, пока ещё идёт процесс отладки взаимодействия всех цехов и служб, но уже сегодня можно сказать, что новое предприятие сформировалось. В целом, я считаю, самый трудный этап мы преодолели, и сейчас у нас идёт следующий – отработка взаимодействия всех служб и подразделений «Тулунугля». Дальше наступит период стабилизации. Затем – этап оптимизации. И вот тогда-то в полной мере проявятся все те эффекты, ради которых структурная перестройка и затевалась.
– Формирование нового предприятия происходило на фоне общей интеграции КВСУ и «Иркутскэнерго»?
– Да, мы шли в параллели с этим более масштабным процессом. Слияние с энергетиками позволило нам решить множество вопросов по отгрузке угля в течение 2009–2010 годов. Стороны начали принимать более гибкие решения, чаще идти на компромиссы. Ведь раньше это были две разные компании, а теперь – одна. Кроме того, появилась ясность с инвестициями. Сегодня мы стали полноценными участниками в инвестпрограммы «Иркутскэнерго».
«Дремлющая планка»
– Когда наметился рост добычи угля?
– После пиковой добычи в 2008 году мы были вынуждены сократить планы на 2009 год. Кризис внёс свои коррективы. По Мугуну добыча была снижена с 6,1 млн. до 3,8 млн. тонн. Но постепенно ситуация всё-таки пошла на поправку, и в итоге мы отгрузили 4,6 млн. тонн. То есть на 800 тыс. тонн больше, чем было задано планом. При этом нам удалось справиться со всеми задачами и сохранить численность штата. Сейчас на объединённом предприятии работают 2353 человека.
– Каковы перспективы развития угольных разрезов в Тулуне?
– Предпосылки для наращивания объёмов добычи есть на Мугунском разрезе. Его запасы составляют более 1,7 млрд. тонн. Изначально проектом освоения была запланирована добыча 20 млн. тонн ежегодно. Пока мы добываем лишь 6,1 млн. тонн. А вот на Азее, наоборот, произошло экономически обоснованное снижение добычи. В нынешнем режиме работы мы сумеем ещё долго отрабатывать на нём порядка 2 млн. тонн угля в год: запасы Азея оцениваются в 30 млн. тонн, и такими темпами их хватит на 20–25 лет. В целом у Тулуна имеется потенциал для развития. Особенно с учётом того, что у нас простаивает участок ЦЭП (Центральная эксплуатационная площадь). Последствия кризиса пока не позволяют нам расконсервировать этот объект. Рост добычи сдерживает, разумеется, отсутствие потребности в топливе. Хотя если энергопотреление продолжит увеличиваться, то вместе с ним – и добыча угля. Мы готовы подхватить этот рост.
– Вы зависите только от потребителей в Иркутской области?
– В основном да, потому что более 90% угля с Тулуна идёт на станции «Иркутскэнерго». Незначительная часть угля отправляется в сектор ЖКХ, для «Облжилкомхоза». Плюс на Селенгинский ЦКК и Байкальский ЦБК. Нынешней зимой Иркутск и другие города области не замёрзли благодаря в том числе труду наших горняков.
Вдогонку за объёмами
– В случае роста добычи «Тулунуголь» планирует увеличивать штат?
– Сегодня мы работаем над повышением материального благосостояния персонала. Для этого применяем новые современные технологии, позволяющие повысить квалификацию и, соответственно, уровень заработной платы сотрудникам. На предприятии, как и везде, происходит старение коллектива. Мы остро нуждаемся в молодых кадрах. Сейчас средняя зарплата на предприятии составляет 21-22 тысячи рублей. Хочется вернуть престиж профессии, которая позволяет иметь достойный соцпакет, зарплату, квартиру.
– Как выглядят сейчас производственные показатели «Тулун-угля»?
– В целом за 7 месяцев текущего года нашим предприятием было добыто порядка 4,4 млн. тонн угля при плане 4,6 млн. тонн. Небольшое снижение вызвано аномально низкими температурами в январе и феврале, когда мы были вынуждены останавливать оборудование для того, чтобы исключить возможные аварийные ситуации. До конца 2010 года планируем ликвидировать допущенное отставание и выйти на плановые показатели в целом по году.
– Не опасается ли «Тулунуголь» конкуренции со стороны ОАО «Облжилкомхоз», которое в прошлом году выкупило лицензию на Нюринский угольный участок вблизи Тулуна?
– Недавно проезжал мимо этого участка, обратил внимание, что территорию уже огородили забором и приступили к вскрышным работам. «Облжилкомхозу» хочется иметь гарантии и своего рода иммунитет, в том числе в вопросах ценообразования. Но свой уголь не всегда дешевле: имея небольшой разрез, не всегда можно окупить затраты на его добычу. Впрочем, наверняка перед приобретением актива его покупатели просчитывали выгоду. Пока что компания покупает уголь у нас. Наш уголь востребован в большой энергетике. И проблем с его реализацией мы не ожидаем.