издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На холостом ходу

Работает механизм помощи семьям, имеющим детей

О недетских проблемах, с которыми приходится сталкиваться маленьким жителям Приангарья, пишут и говорят сегодня много. Жестокое обращение с малышами в семье, педофилия, безнадзорность, подростковая преступность – вот далеко неполный перечень бед, грозящих детскому населению. Проверка соблюдения законодательства, гарантирующего защиту прав несовершеннолетних, проведена органами прокуратуры Иркутской области.

Свалить с плеч обузу

Оказалось, что банки данных о неблагополучных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, хотя и созданы в каждом муниципальном образовании региона, однако ведутся далеко не всегда добросовестно.

Например, довольно часто органы системы профилактики ставят на учёт нуждающихся в помощи несовершеннолетних с нарушением предусмотренного положением 10-дневного срока. Множество таких фактов выявлено прокурором Нижнеилимского района. Здесь дети, которым срочно требуется поддержка государства, месяцами ждут, пока их фамилии не будут внесены в соответствующий банк данных. Но это ещё не самое страшное. Выяснилось: семьи, где жизнь и здоровье чад подвергаются опасности, снимаются с учёта, как правило, не потому, что получили необходимую помощь. Основанием свалить с плеч обузу – ребёнка из группы риска – является… достижение им совершеннолетия.

Такое же формальное отношение к социальным сиротам выявили прокуроры в Чунском, Казачинско-Ленском, Мамско-Чуйском, Нукутском, Зиминском районах. Зиминский межрайонный прокурор внёс представление в адрес начальника городского управления образования. Оказывается, учительница, прекрасно зная, что малолетняя Соня Крюкова подвергается дома физическому и психическому насилию, предпочла не вмешиваться в дела семейные. В отношении матери пришлось возбудить уголовное преследование. Она била свою дочку, запирала малышку в ванной комнате, выключив там свет.

В Братском районе меры по лишению родительских прав тех, кто годами мучает своих ребятишек, если и принимаются, то чаще всего не своевременно. Около пяти лет, к примеру, некая Филина состояла на учёте как нерадивая мамаша, но иск о лишении родительских прав поступил в суд, когда её дочка училась уже в учреждении профессионального образования.

В Эхирит-Булагатском районе только в нынешнем году началась работа с банком данных о детях, нуждающихся в помощи. И до сих пор эта работа заключается лишь в том, что неблагополучные семьи ставят на учёт, потом передают данные в область – и ждут, пока трудные подростки не достигнут совершеннолетия. На этом «забота» о них заканчивается.

Есть, правда, и другие примеры. В ряде городов региона проводятся марафон «Помоги ребёнку – и ты спасёшь мир!», другие разовые акции. Однако детям, лишённым родительской любви и заботы, требуются постоянное участие, неформальная помощь, а не только подарок к Новому году и покупка учебников к началу школьных занятий.

«Интересное положение» не приветствуется

Прокуратура проанализировала и положение семей, в которых дети не обделены любовью и заботой родителей. Однако многие папы и мамы сами, без помощи государства, не в состоянии обеспечить своим наследникам достойную жизнь. Прежде всего это касается многодетных, неполных, малоимущих и молодых семей. В соответствии с законом «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей»,  таким ребятишкам полагаются бесплатное питание в школьной столовой, форменная одежда, лекарства и т.п. И если в 2009 году прокуроры выявляли нарушения этого областного закона, то в нынешнем ни одного факта установлено не было.

Другое дело, что такую помощь малоимущим семьям вряд ли можно считать достаточной. Указом президента РФ от 1992 года органам исполнительной власти рекомендовано установить для многодетных семей скидку не ниже 30% на оплату отопления, канализации, воды, газа и электроэнергии. Но местные власти не спешат исполнять рекомендации главы государства. Подобные меры поддержки существуют лишь в нескольких муниципальных образованиях, да и то в очень усечённом виде. К примеру, в Слюдянском районе за счёт местного бюджета предоставляется 30-процентная скидка при оплате за электро-

энергию семьям, имеющим не менее восьми детей. А в городе Усть-Илимске многодетным компенсируется треть затрат на покупку дров.

Как показали прокурорские проверки, прибавление в семействах, отпуска по уходу за малышами по-прежнему, мягко говоря, не приветствуются работодателями. Прокурор Эхирит-Булагатского района выявил факт невыплаты пособия по беременности и родам – в отношении руководителя предприятия пришлось возбудить  уголовное дело. Прокурор Ангарска вынужден был обратиться в суд, чтобы беременной женщине в полном объёме выплатили единовременное пособие. И подобных фактов оказалось множество. За полгода прокурорами направлено в суд более 50 исковых заявлений в защиту рожениц и молодых мамаш, не получивших вовремя причитающиеся им суммы.

Выявлены в ходе прокурорских проверок и нарушения трудовых прав женщин, вынашивающих и воспитывающих детей. Например, в Мамско-Чуйском районе прокурору пришлось вмешаться в ситуацию, когда будущей матери работодатель отказал в предоставлении отпуска и выплате пособия по беременности, поскольку официально не оформил с ней трудовые отношения. Её права прокуратура отстаивала через суд.

Что говорить о несознательности работодателей, если даже Пенсионным фондом России допускаются нарушения прав семей на дополнительные меры государственной поддержки. Не единичны случаи, когда чиновники, например, незаконно отказывают в выдаче сертификата на материнский капитал при рождении второго или последующего ребёнка. Прокурорами Ангарска, Усолья-Сибирского, Куйтунского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Тайшетского районов направлено в суд 14 исковых заявлений с требованием обязать выдать государственные сертификаты тем, кому они положены по закону. Десять из этих исков уже рассмотрены и удовлетворены.

В Тулунском районе чиновники Пенсионного фонда даже не всегда уведомляли семьи о том, какое принято решение по поводу выплаты материнского капитала. Межрайонным прокурором внесено представление в адрес начальника Управления ПФР.

Конечно, территориальным органам Пенсионного фонда приходится проявлять бдительность: случается, что на материнский капитал претендуют и мошенники, предоставляющие заведомо ложные сведения о составе своих семей. Но что удивительно: материалы по таким фактам для привлечения ловкачей к уголовной ответственности чиновники направлять в правоохранительные органы не спешат. Только после вмешательства прокурора, например, в Ангарске органы внутренних дел получили из Управления ПФР необходимые для доследственной проверки документы.

Новоселья не будет

Чтобы поддержать молодые семьи, дать им возможность завести ребёнка и воспитывать его в нормальных условиях, во многих муниципальных образованиях области предусмотрены соответствующие социальные программы. В Ангарске их даже две: «Новая квартира – в кредит молодой семье» на 2006 – 2010 годы и «Молодёжное жилищное строительство». В Усть-Куте в прошлом году получили квартиры две молодых семьи, а в Саянске за пять лет таких семей оказалось 99. Финансируются подобные программы из бюджетов разного уровня, в том числе местного.

Однако далеко не во всех территориях молодые люди, вступающие в брак, имеют реальный шанс получить помощь в приобретении жилья. На-

пример, в Слюдянском, Катангском, Бодайбинском районах строительства муниципальных домов вообще не ведётся – нет даже строительных организаций. В Усть-Илимском, Чунском районах программы по предоставлению квартир молодым семьям существуют лишь на бумаге, на деле же они не финансируются.

Формальной, заведомо невыполнимой сочли прокуроры целевую программу «Молодым семьям – доступное жильё», принятую в Нижне-

илимском районе. Можно ли говорить о доступности мечты о собственной крыше над головой, если социальные выплаты предоставляются молодым супругам лишь после того, как они самостоятельно купят квартиру или построят дом площадью не менее 42 квадратных метров на двоих и предоставят в комиссию соответствующие справки. В программе пожелали участвовать восемь молодых семей из Новой Игирмы, Рудногорска, Коршуновского. Все они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, но подтвердить покупку квартиры или строительства дома не смогли – и в социальных выплатах им было отказано.

Но не только отсутствие отдельного жилья мешает молодым супругам планировать прибавление семейства. Растут очереди в муниципальные дошкольные учреждения. При этом в некоторых городах, например в Братске, местные власти лишают права на первоочередное предоставление мест в садиках тех, кому они положены по федеральному законодательству. Зато для других по собственному усмотрению устанавливают льготы, либо ограничивают минимальный возраст, с которого малышей принимают в дошкольные учреждения. Федеральный закон позволяет отдавать ребёнка в ясли с 2 месяцев, а постановления местных властей – с полутора, а то и двух лет. По протесту прокуратуры правила приёма в дошкольные учреждения приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Всего по результатам проверки состояния законности в сфере социальной защиты детей прокурорами внесено 113 представлений об устранении нарушений, предостережено 27 должностных лиц, направлено в суд 64 иска.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры