Всё с нуля
Акселератами не рождаются, ими становятся
За небольшим исключением, все дети рождаются с одинаковыми способностями. Современные психологи уверены, что неталантливых и глупых детей просто не бывает. «Бывают недостаточно внимательные родители, которые просто не знают, как правильно развивать своего ребёнка», — уверены они. «Иркутский репортёр» решил разобраться в правильности этого тезиса.
Бум развития
Вслед за бэби-бумом в нашей стране появилась новая мода: отдавать детей в кружки по хореографии, пению или рисованию чуть ли не с пелёнок. То есть если раньше все мы учились писать, читать и считать в лучшем случае в старшей группе детского сада, а чаще в первом классе начальной школы, то теперь детей начинают учить чуть ли не с годовалого возраста. В результате к трём-четырём годам большинство из них умеют печатными буквами писать простые слова, считать до десяти и читать по слогам. И это, кстати, сегодня далеко не полный «послужной список» для ребёнка-дошкольника.
Причём это совсем не значит, что у нас растёт общество гениев или вундеркиндов. «Это обычные дети, но просто рождённые в эпоху информационных технологий, компьютеров и всеобщего развития. Сегодня ведь и пенсионеры осваивают Интернет», – уверены психологи.
Впрочем, есть у этого явления и другое чисто практическое объяснение. За последние пять лет в городе появилась масса школ раннего развития. «А в последние два-три года на них начался настоящий бум», – говорит директор образовательного учреждения «Центр «А-Я» Ирина Филиппова. По её оценкам, сегодня в Иркутске насчитывается не менее 200 детских образовательных учреждений такого профиля. Спрос на их услуги увеличивает в том числе и дефицит мест в детских садах. При этом основная причина популярности школ раннего развития в том, что сами современные родители стали более продвинутыми. И ещё – у многих из них сегодня просто стало меньше времени на то, чтобы самостоятельно заниматься раскрытием способностей своего ребёнка.
Всем в школу
В большинство школ развития вход открыт для детей от года до семи лет, то есть до того возраста, когда ребёнок отправляется в обычную общеобразовательную школу. К примеру, в образовательном учреждении «Центр
«А-Я» ежегодно занимаются около 200 детей-дошкольников.
«Ещё в советской педагогике существовал тезис о комплексном развитии личности ребёнка», – говорит директор Центра «А-Я» Ирина Филиппова. И объясняет, что сегодня работа педагогов центра направлена на то, чтобы каждый ребёнок гармонично развивал свои художественно-эстетические и физические способности. Первые – за счёт занятий по рисованию, лепке, тестопластике и другим видам деятельности. «Всё это работает на развитие у малыша памяти, воображения и логики, а также мелкой моторики, речи и общего творческого мышления. Ещё один важный блок – раскрытие музыкальных и вокальных данных детей. А физические способности становятся выше за счёт занятий по хореографии, танцам и физкультуре», – рассказывает она.
Причём, предупреждает Ирина Филиппова, в вопросе развития ребёнка важно не упустить один очень важный период, когда малыш вступает в так называемый сензитивный возраст. «Продолжается он в среднем от трёх до семи лет, – говорит Ирина Филиппова. – И именно в этот момент жизни развитие способностей ребёнка проходит наиболее эффективно и позволяет раскрыть его потенциал». То есть, к примеру, если у малыша хорошая пластика, то есть смысл отдать его в хореографическую студию, или в вокальную – если он хорошо поёт.
Организованное детство
Ещё один положительный результат, который дают занятия в различных школах развития, это то, что ребёнок с ранних лет становится организованным.
– Организованность начинается не со строгого расписания дня малыша, а тогда, когда у него появляются любимые занятия, – считает руководитель танцевального клуба «Лотос» Наталья Инкижекова. – То есть когда у ребёнка, к примеру, два раза в неделю в определённое время бывают занятия танцами, он в любом случае становится более внимательным и взрослым, потому что знает, что к этому времени он должен быть в школе.
Одновременно при этом, по её словам, будут формироваться и другие полезные навыки. В первую очередь дети учатся общению, так как все танцы парные, благодаря чему у мальчиков и девочек с ранних лет воспитывается правильное отношение друг к другу.
– Кроме того, в танцах надо много запоминать и понимать – от последовательности движений до названия фигур, именно поэтому это развивает ум, – начинает перечислять Наталья Инкижекова. – Развивают они и музыкальный слух и эстетическое восприятие, так как у нас на занятиях очень много красивой классической музыки. Естественно, это укрепляет и физические способности ребёнка, так как в возрасте четырёх-пяти лет идёт активное формирование мышечного корсета, позвоночника, красивой и правильной осанки и движений.
Учимся говорить
«Не стоит бояться развивать у ребёнка с ранних лет и языковые навыки, в том числе по части изучения иностранных языков», – говорит Ирина Филиппова. Единственное условие – заниматься этим должны профессиональные преподаватели-предметники, а также опытные психологи и логопеды.
В Центре «А-Я» обучать дошкольников английскому начали одними из первых в Иркутске – в 1997 году. Сегодня здесь ежегодно занимаются 500–600 детей. Группы численностью не более восьми человек действуют при многих детских садах города, где и проходят занятия.
– Мы работаем по авторской методике, защищённой в экспертном совете Иркутской области, – рассказывает Ирина Филиппова. – Один из главных её принципов – комплексное изучение и восприятие языка, при этом дети учатся одновременно говорить, понимать, читать и писать на английском. Причём это ни в коем случае не мешает развитию родной речи малыша.
Тем временем Ирина Филиппова обращает внимание, что самое главное в процессе обучения – чтобы ребёнок не испытывал никаких перегрузок и стрессов. Именно поэтому все занятия проходят в игровой форме и строго ограничены во времени – не более 30–40 минут. «Ведь самая главная цель, которая стоит перед нами, – это научить детей любить учиться», – резюмирует она.