Она заказала убийство
Она заказала убийство родственницы. Семнадцатилетняя ангарчанка на роль киллеров выбрала двух молодых людей, с которыми училась в одной школе. Подростки начали решать свои финансовые проблемы, как герои современных боевиков. Позже в суде взрослые признали, что сами отчасти спровоцировали преступление, доверив старшекласснице крупную сумму. Ангарск, 2001 год...
С четырнадцати лет Юлия Ковтун (имена и фамилии преступников и пострадавших изменены) вместе с братом жила практически одна. Их отец ушёл из семьи, и матери, чтобы прокормить семью, пришлось заняться бизнесом. Женщина неплохо зарабатывала, но своих детей из-за частых разъездов видела очень редко. Как и многие современные родители, предпринимательница была занята добыванием материальных благ. И во всём остальном детям своим очень доверяла. Наверно, не зря. Юля росла прилежной девочкой: занималась танцами, ходила в модельную школу. Отличница. Собиралась поступать в университет.
О том, что произойдёт 23 февраля 2001 года, не мог предположить никто. Незадолго до этого мать Юлии вместе с братом Валерием и его женой уехали по делам в столицу. Однако у Валерия остались в Ангарске некоторые обязательства перед одним из друзей – он должен был отдать ему долг в размере 100 тысяч рублей. Дядя решил, что племянница в состоянии справиться с этим. Он дал ей поручение вернуть долг, а деньги передал самолётом. Казалось, что почта и банк станут сложным вариантом.
«Эти 100 тысяч для нас тогда не деньги были. Но получилось так. Я беру всю вину на себя, я виноват. Зачем мы отправили деньги Юле?» – недоумевает Валерий Короленко, дядя Юлии. Получив наличными крупную сумму, семнадцатилетняя Юлия не отдала их адресату, а использовала по собственному усмотрению.
Задним числом все прекрасно понимали, что для девушки крупная сумма стала серьёзным соблазном. «Отправили на неё деньги. Вот какой соблазн, вот соблазнилась девчонка на эти деньги, – пыталась оправдать внучку Лариса Кутепова. – Она их собственно потратила-то… Она не пропила их, не прогуляла. Она отремонтировала квартиру».
Так или иначе, но Юля всё-таки потратила деньги, предназначавшиеся вовсе не ей. Спустя некоторое время она узнала, что 23 февраля из Москвы должна вернуться жена дяди Валеры – Любовь. Юля понимала: всем станет известно, что долг не возвращён.
Девушка боялась скандала и не придумала ничего лучше, как заказать убийство своей родственницы. Двоим знакомым восемнадцатилетним парням Юля пообещала за «грязную» работу 3 тысячи долларов. Правда, денег у неё не было да и платить она не собиралась. А парни ей поверили и на предложение согласились. Было решено убить женщину в её собственной квартире, ключи от которой имелись у Юлии. Вечером 23 февраля Любовь Короленко сразу после аэропорта заехала к племяннице. Женщина взяла ключи и отправилась домой. Андрей Левашов и Андрей Вульф, вооружившись молотком и удавкой, уже ждали свою жертву в квартире.
Всё вышло так, как и было запланировано. От полученных ударов женщина скончалась на месте. Убийцы сняли с тела погибшей золотые украшения, забрали деньги – около пяти тысяч рублей – и скрылись с места преступления. На следующий день преступники вернулись в квартиру, чтобы вынести тело. С собой они взяли своего друга Артура Браускаса, с которым познакомились за несколько дней до убийства.
Молодые люди завернули женщину в ковёр и понесли к двери, однако в этот момент в подъезд кто-то вошёл. Затем, по словам преступников, им показалось, что кто-то лезет в окно. Перепуганные восемнадцатилетние парни не решились вынести тело. Им пришла другая мысль – взорвать квартиру. Они открыли на кухне газ, один из преступников крикнул: «Сейчас рванёт». После чего все выбежали на улицу. Но газ не взорвался. А через несколько часов соседи почувствовали запах и вызвали аварийную службу, сотрудники которой и нашли тело погибшей.
Расследование по этому делу длилось около полугода. Попытки милиции выйти на след преступников зашли в тупик. Это дело, возможно, так и оставалось бы в разряде так называемых «висяков», если бы в декабре того же года в милицию за грабёж не попал Артур Браускас. Желая получить снисхождение, он рассказал всё, что знал о заказном убийстве, совершённом в феврале 2001 года. Оперативники задержали исполнителей и заказчицу преступления. Юлия к тому моменту была беременна. Киллеров арестовали. Девушку, учитывая её положение, отпустили под подписку о невыезде. После родов Юлию вновь задержали и препроводили до суда в следственный изолятор. Приговор был оглашён 17 февраля 2004 года. Двое исполнителей заказного убийства получили по 12 лет колонии строгого режима. Юлия Ковтун полностью признала свою вину и раскаялась. Муж погибшей женщины простил Юлию и на суде просил о снисхождении для племянницы. Он говорил судье: «Простил я её всё-таки… Только ради ребёнка её простил». Судья Иркутского областного суда Анфиса Овчинникова, перечисляя обстоятельства, которые учёл суд, принимая решение по делу, отметила: «Она полностью признала свою вину, кроме того, суд учёл мнение и потерпевших, которые просили о снисхождении, и самое главное – сейчас она стала матерью».
Юлию Ковтун суд приговорил к пяти годам колонии общего режима. Обжаловать решение суда не изъявила желания ни одна из сторон.