издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергоэффективные перевозки

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Решение о создании собственного вагонного парка было инициировано и принято руководством ОАО «Иркутскэнерго» в прошлом году. К июню 2010 собственный парк новых полувагонов энергоугольной компании был почти укомплектован: численность его составила 770 единиц железнодорожного транспорта. В настоящее время все вагоны не только активно курсируют по территории региона, обеспечивая бесперебойную доставку угля на филиалы ОАО «Иркутскэнерго», но и временно используются на внешнем направлении.

Положительные «издержки» кризиса

Сегодня, по прошествии чуть более полугода, стало очевидно, что принятие решения о создании собственного вагонного парка было не только верным, но и исключительно своевременным. Об этом корреспонденту «Сибирского энергетика» заявил директор ООО «Востсибуглесбыт» Булат Дугаров. «В период кризиса цены на вагоны были значительно снижены, что, бесспорно, сделало приобретение выгодным, мы купили вагоны на самом «дне» – в следующие полгода цена за единицу транспорта выросла более чем на 40%, – говорит Булат Доржиевич. – Оставшиеся 30 вагонов будут получены до конца года и также будут привлечены к перевозке угля для теплоэлектроцентралей ОАО «Иркутскэнерго».

Новыми вагонами уже было перевезено порядка 1,9 миллиона тонн угля. При этом была несколько изменена география поставок твёрдого топлива. «Сейчас наши вагоны активно задействованы на юге Иркутской области, – поясняет Булат Дугаров. – С разрезов Мугунский, Азейский, с Касьяновской обогатительной фабрики уголь доставляется на теплоэлектростанции Иркутска, Шелехова, Ангарска, Усолья, Черемхова, Саянска. На северные филиалы «Иркутскэнерго» – в Усть-Илимск, Железногорск и Братск – уголь поставляется с разрезов Ирбейский и Жеронский. Это направление обслуживают только сторонние собственники вагонов, предоставляя свой подвижной состав». «Наличие собственного железнодорожного транспорта не только принесло компании существенный экономический эффект за счёт снижения стоимости перевозок, но и в условиях растущего дефицита вагонов обеспечило надёжность и бесперебойность поставок», – констатирует Булат Доржиевич.

Спрос рождает… дефицит

Сегодня тарифы на перевозки железнодорожным транспортом постоянно растут. Специалисты связывают это, прежде всего, с окончанием экономического кризиса: многие промышленные предприятия вновь наращивают объёмы производства, и у них появляются заказы на перевозку. Активный спрос на вагоны вызвал их дефицит, что и повлекло за собой повышение стоимости перевозок. Это ощущается уже сейчас. По мнению экспертов, ситуация отчасти может даже ухудшиться, когда полностью будет закончен процесс создания второй грузовой компании. Дело в том, что с 1 октября 2010 года весь инвентарный парк ОАО «РЖД» полностью перейдёт в собственность двух её дочерних компаний и компаний-частников. При этом немалая часть вагонов будет списываться: срок их службы подходит к концу. Строительство же новых вагонов идёт не такими быстрыми темпами, поэтому дефицит вагонов со временем будет только нарастать. 

Использовать временные возможности

В настоящее время угольщики сталкиваются с отсутствием вагонного парка РЖД и, соответственно, с невыполнением плана поставок прочим потребителям. В этой ситуации было принято решение часть собственных вагонов задействовать на перевозках сторонним покупателям. 

«Благодаря собственному парку удалось несколько сгладить дефицит железнодорожного транспорта на внутреннем рынке, – говорит Булат Дугаров. – Сейчас на наших станциях фактические запасы угля превышают нормативные. Более того, такие крупные станции, как Ново-Иркутская ТЭЦ и ТЭЦ-11, находятся в ремонте, и уголь туда временно не поставляется, поэтому появилась возможность использовать наши вагоны для перевозки угля внешним потребителям, таким, как Селенгинский ЦБК, Байкальский ЦБК и ТГК-14 генерации Бурятии. Тем не менее использование вагонов «Востсибугля» на внешнем направлении – временное явление. Уже в сентябре станции начнут увеличивать нагрузку, угля потребуется с каждым днём всё больше, и все наши вагоны будут задействованы только в этом направлении». 

Новые компетенции

Собственный вагонный парк – относительно новое направление для угольщиков и энергетиков, поэтому естественно, что организационные моменты и сам процесс перевозок постоянно отслеживаются и корректируются. «Сейчас мы нарабатываем компетенцию управления вагонным парком, – говорит директор «Востсибуглесбыта». – Думаю, в конце года будет подведён некий итог – насколько мы соответствуем рамкам данного проекта. Но уже сегодня очевиден положительный эффект с точки зрения экономики и надёжности перевозок». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры