На чужих витаминах
Промышленное овощеводство в Приангарье находится в плачевном состоянии
Современный сибиряк, увы, не может похвастаться отменным здоровьем. Причин, которые влияют на наше здоровье, немало, но хотелось бы выделить одну – обеспечение жителей городов и посёлков витаминами природного характера, прежде всего овощами. Нам могут возразить, ссылаясь на то, что теперь большинство горожан имеют дачи, а селяне – подсобные участки. Так-то оно так, но мы же сами с усмешкой говорим: в Сибири 12 месяцев зима, остальное – лето. Конечно, это гипербола, и тем не менее.
Много ли иркутянин имеет овощей на своём столе? Всего 10 килограммов при норме 120. Произошло резкое сокращение производства овощных культур, особенно ранних. Это не может не вызывать тревоги. Мы часто сетуем по поводу ухудшения здоровья, говорим о сокращении продолжительности жизни, ссылаясь при этом на стрессовые ситуации, изменение структуры питания не в лучшую сторону. И редко когда говорим об ослаблении организма из-за резкого снижения потребления овощей.
Основную массу овощей – а это более 80% производимых в Иркутской области – получают частники на своих садовых и приусадебных участках. Честь и хвала творцам урожая на грядках и собственных огородах, но не будем забывать, что львиная доля его поступает в течение двух-трёх месяцев, и прежде всего в августе-сентябре. А как же с обеспечением витаминным продуктом в остальные 8-9 месяцев? А если летний период выдался холодным, да ещё снег выпал в июне, или снегопады прошли как никогда рано, как было это в минувшем году? В итоге большой недобор природных витаминов. Но вместо того, чтобы обратить особе внимание на производство овощей и тем самым предотвратить ряд заболеваний или ослабить их влияние, у нас предпочитают бороться со следствием нехватки витаминной продукции, то есть с возникшими болезнями.
Нельзя сказать, что в Иркутской области не осознают значимости обеспечения овощами. Но как снабжаются этими продуктами садики, школы, больницы? В значительной степени за счёт привозных, на это затрачиваются немалые бюджетные средства. Да и качество и ценность оставляют желать лучшего.
Недавно в СХОАО «Белореченское» состоялось выездное заседание совета директоров Союза сибирских овощеводов – секции «Овощеводство» координационного совета по сельскохозяйственной политике и продовольствию Сибири Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В совещании приняли участие руководители овощеводческих хозяйств, организаций, тепличных комбинатов, работники областного министерства сельского хозяйства. На заседании был заслушан доклад генерального директора «Белореченского» Гавриила Франтенко. Земледельцы этого агрообъединения успешно занимаются не только производством овощей. Это предприятие уже давно перевело производство репчатого лука на индустриальную основу. Руководство «Белореченского» приглашало в качестве консультантов опытных овощеводов из Голландии, закупало импортные технологии по производству различных овощей. И имеет сейчас прекрасную отдачу.
Однако на совещании больше говорили о проблемах овощеводства. Что касается Иркутской области в целом, то приходится признать: отрасль находится в плачевном состоянии. Разрушено овощеводство открытого грунта. Сохранившиеся четыре тепличных комбината не покрывают всех потребностей жителей Приангарья, больше того – при дальнейшем повышении тарифов на электроэнергию эти хозяйства сами окажутся в тяжёлом положении. Исчезли базы хранения, отсутствует переработка овощной продукции. Спрашивается: можно ли за короткий период поправить положение? Вопрос непростой. Но руководство Союза сибирских овощеводов видит улучшение ситуации в регионах Сибири в восстановлении и развитии промышленного овощеводства, чтобы производством этой продукции занимались крупные овощеводческие хозяйства. Ничего нового здесь нет. Известно, какой большой вклад в обеспечение ранними овощами вносили в прошлом веке тепличный комбинат «Кайский» (площадь теплиц – 11 гектаров), совхоз «Заря» Усольского района, который имел немало теплиц и одновременно занимался овощеводством открытого грунта. В прошлом в соответствии с курсом государства на специализацию и кооперацию сельского хозяйства в пригородных хозяйствах ориентировались на производство овощей и картофеля. Там отрабатывались
соответствующие технологии, формировались коллективы высококвалифицированных специалистов. К сожалению, реформирование сель-ского хозяйства обернулось уничтожением современных направлений. Нет нынче ни тепличного комбината «Кайский», ни совхоза «Заря», да и абсолютное большинство пригородных хозяйств овощеводческого направления исчезло.
Многие наши беды в сельском хозяйстве мы объясняем переходом на рыночную экономику, но при этом забываем о влиянии субъективных факторов. То есть в тех регионах, где местные власти озабочены судьбой «витаминного цеха», где поддерживаются энтузиасты этой сферы, получают прекрасные результаты.
На совещании, например, отмечались значительные инновационно-внедренческие достижения членов Союза сибирских овощеводов в других регионах. Ведь в это же перестроечное время на предприятии «Индустриальный» (Барнаул) при общей площади промышленных теплиц 24,5 гектара в 2009 году были сданы в эксплуатацию два гектара современных теплиц и усовершенствована технология светокультуры овощей, позволившая повысить урожайность огурца до 78 кг/м2. ( Просим дачников и владельцев личных подсобных участков обратить внимание на эту цифру. Один квадратный метр при самой современной технологии в условиях теплицы по сути способен обеспечить годовую потребность в огурцах семи человек, то есть двух семей!).
В ЗАО «Агрокомплекс Емельяновский» Новосибирской области внедрена на площади 0,6 га салатная линия; в колхозе «Вишнёвский» Кемеровской области широко апробирована поточная уборка белокочанной капусты и картофеля при суточной загрузке большого объёма продукции в хранилище и достигнута урожайность лука репчатого в однолетней культуре (то есть лука на репку) до 40-60 т/га. Очень высокая урожайность капусты белокочанной и моркови достигнута в СПК «Береговой» Кемеровской области – по 120 тонн с гектара. Вместе с этим там увеличены объёмы хранения в контейнерах, что повышает сохранность продукции и позволяет поднять уровень механизации.
Свои рекорды у наших земляков, земледельцев СХОАО «Белореченское». Они получают с каждого гектара плантаций лука репчатого в однолетней культуре без полива до 40 т/га. Можно было бы и дальше перечислять достижения лучших хозяйств Сибири, но при этом хотелось бы ещё отметить, что развитие промышленного овощеводства с сохранением крупных овощеводческих хозяйств является заслугой руководства регионов Сибирского федерального округа – Кемеровской, Омской областей, Алтайского края. Мы на их фоне выглядим пока бледновато.
Основная беда овощеводства Приангарья – отсутствие орошения. А отсутствие поливных участков – это низкие урожаи в пределах 10-12 т/га, низкая зарплата и отсутствие желающих работать в этой важной отрасли. Наличие оросительных сетей в хозяйствах без увеличения площади открытого грунта, а это 1700 гектаров, позволит увеличить среднюю урожайность до 60 т/га, а валовые сборы – до 100 тысяч тонн. В этом случае появится необходимость строить хранилища, заниматься переработкой овощей. Наличие орошения в СХОАО «Белореченское» при использовании здесь высококачественного семенного материала, хорошей обеспеченности органическими и минеральными удобрениями, современной техникой, средствами защиты от сорняков, вредителей и болезней позволило бы увеличить сборы овощей с существующих площадей вдвое. И хозяйств с такими объёмами производства овощей в области должно быть не менее 4-5, как и в других регионах Сибирского федерального округа.
Но денежных средств на эти цели в области нет. Выходом могло бы быть обращение руководителей исполнительной и законодательной властей в правительство России, в Государственную Думу о включении в федеральный бюджет целевой программы «Овощи». Да, существует такая целевая федеральная программа, возможностями которой мы всё ещё не можем воспользоваться. Хотя, с другой стороны, нам не следует питать иллюзий по поводу эффективности разовых мер и надеяться на быстрое улучшение положения. Ведь в течение почти двух десятилетий рыночных реформ ситуация в промышленном овощеводстве не менялась в лучшую сторону. Вместе с тем существует богатый опыт создания этой отрасли. Мы прекрасно помним, что уже в 1959 году, то есть через 14 лет после окончания войны, было принято специальное постановление правительства страны и началось создание вокруг крупных городов овощемолочных совхозов, которые коренным образом изменили обеспечение населения жизненно важной продукцией.
Сегодня основная масса овощей в Иркутской области выращивается на садовых и приусадебных участках. 300 тысяч дачных участков объединены более чем в 1000 садоводческих кооперативов с общей площадью 40 тысяч гектаров. Кооперативы были созданы в основном в 1960–70-е годы с ведома и при поддержке государства, и вся инфраструктура – электро- и водопроводные сети, дороги – была создана предприятиями, организовавшими эти кооперативы и помогавшими им до начала реформ в 90-е годы, когда сами предприятия оказались в плачевном финансовом положении. Исчезли областной, городские советы садоводов, городские отделы сельского хозяйства. В результате садоводческие кооперативы почти двадцать лет работают без всякой государственной поддержки, которая ранее оказывалась предприятиями. Вопрос: кто же сейчас отвечает за состояние и развитие садоводческих кооперативов? Ответ: никто. При этом разрушаются электро- и водопроводные сети, дороги, ежегодно растут налоги, тарифы на электроэнергию…
Итак, есть 300 тысяч собственников земельных участков, желающих выращивать овощи на площади почти 10 тысяч гектаров, но нет структур, заинтересованных в их поддержке, дальнейшем развитии и повышении производства овощей. Такими ответственными властными органами должны быть на региональном уровне областное министерство сельского хозяйства, на муниципальном – мэрии городов и районов, а также сохранившиеся предприятия, организовавшие кооперативы. Для повышения производства овощей в садоводствах в 2-3 раза не нужны непосильные финансовые вливания, а нужна воля региональных, городских, районных властей.
Областной общественный совет садоводов, реанимированный в 2002 году, неоднократно обращался в областные органы власти с просьбой о выделении из областного бюджета 40–50 млн. рублей на поддержку инженерных сетей садоводов. Много это или мало? Расчёты показали, что для получения овощей владелец участка тратит ежегодно 10–15 тысяч рублей. Умножьте эту цифру на 300 тысяч участков, и вы получите 3–4,5 млрд. рублей, то есть сумма 50 млн. рублей от 3 млрд. собственных затрат садоводов составляет ничтожный процент.
В Указе Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» отмечается, что продовольственные ресурсы России должны формироваться в основном на базе отечественной продукции. Необходимо внедрять рациональные нормативы продовольственного потребления, нормы которого отвечают современным требованиям здорового питания. И своё место в структуре питания должны занять овощи, то есть продукты, которые во многом определяют здоровье нации.
Юрий ПАЛКИН, председатель общественного совета садоводов Иркутской области, доктор сельскохозяйственных наук, профессор;
Геннадий ПРУЦКОВ, обозреватель «Восточно-Сибирской правды» по аграрным вопросам.