издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игры в самолётики

Самолёты бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища могут до конца года переехать на базу регионального музея авиации. На прошлой неделе пресс-служба губернатора и правительства региона сообщила, что получена договорённость с Министерством обороны РФ о передаче 10 единиц учебной техники бывшего ИВВАИУ в музей. Однако бывшие преподаватели училища сомневаются, что в музее сохранится что-то ценное: многие учебные самолёты разрезали на металлолом. Ну а сотрудники Иркутского аэропорта уже мечтают, как откроют музей в самолёте Ил-76.

Распил самолётов

Как заявил зампред правительства Иркутской области Сергей Серебренников, после предварительных консультаций было получено согласие Главного штаба Военно-Воздушных сил РФ. Проект распоряжения о безвозмездной передаче техники в собственность Иркутской области, по словам Серебренникова, «прошёл все стадии согласования». Музей должен разместиться на территории Иркутского аэропорта и получить статус областного.

Директор по корпоративным вопросам ФГУП «Аэропорт Иркутск» Анатолий Припузов в разговоре с «Иркутским репортёром» сообщил, что в будущем музее планируется выставить самолёты Ил-76, Ту-22, Ан-24, МиГ-29, Су-27, Су-24, Су-17, Л-39 и вертолёты Ми-8, Ми-24. Ряд самолётов может передать музею ДОСААФ, к примеру, Ту-22М2, однако окончательная договорённость ещё не достигнута. «Всё это военная техника, в будущем, возможно, к этим десяти машинам присоединятся и гражданские самолёты, но пока это только планы, – сказал Анатолий Припузов. – Сейчас все машины находятся на территории бывшего ИВВАИУ. Мы отобрали те, что представляют особый интерес».

Машины, не представляющие ценности, сдадут на металлолом. Процесс демонтажа начался практически сразу после ликвидации училища в начале 2009 года. Специалисты Минобороны приступили к распилу самолётов. Летом того же года авиаторы обратили внимание губернатора на то, что творится. Начавшаяся распродажа техники с его лёгкой руки была приостановлена. А Иркутску пообещали новый музей. Тогда и стало ясно, что многие экспонаты уже частично разобраны – с них сняты некоторые детали и оборудование, содержащее драгметаллы. В своё время в СМИ общественники заявляли, что демонтаж проходил «варварски», явно без учёта того, что самолёты могут попасть в музей.

«Это был самолёт, который участвовал в знаменитых ядерных испытаниях в 60-х годах на Новой земле»

«Иркутский репортёр» связался с бывшими преподавателями училища. Они рассказали, что парк самолётов формировался несколько десятилетий, с самого основания училища. Практически все самолёты и вертолёты прилетели на последнюю стоянку своим ходом. Один из Ту-22, стоявших в ИВВАИУ, пригнал с экипажем в Иркутск заслуженный военный штурман СССР Геннадий Амбарцумов. Кстати, когда-то он был одним из претендентов в первый отряд космонавтов. Но не подошёл по росту.

Возможно, на борту ИЛ-76 развернётся экспозиция музея

К моменту, когда ИВВАИУ исчезло, на аэродроме сиротами остались около двух десятков учебных машин. Часть из них уникальны. Это, к примеру, два Ту-22, советские дальние сверхзвуковые бомбардировщики, которые в СССР неофициально именовались «Карандашами» и «Шилом» за свой острый нос. «А по кодификации НАТО Ту-22 был «Слепец», или «Слепой Джо», – рассказал один из преподавателей, пожелавший остаться неназванным. – В училище были два Ту-22 первой модификации! Их же сейчас практически нигде не осталось. Только один есть в Центральном музее военной техники ВВС в Монино. Это то самое «изделие «Ю», первый выпуск в Казани!». Геннадий Амбарцумов рассказывал, что Т-22 называли ещё и «Драконом» из-за характерного носа и двух двигателей, расположенных по разные стороны от руля направления.

В ИВВАИУ были «пришвартованы», по словам одного из преподавателей, Ту-22М2 и Ту-22М3, по кодификации НАТО – Backfire, «Обратный огонь». Такие ещё находятся на вооружении и базируются в районе поселения Белая (авиабаза под Усольем, Забайкальский военный округ). А вот что сохранилось из «тушек» ИВВАИУ – никто не знает. По сведениям бывших преподавателей, практически всё разрезано. По сведениям руководства Иркутского аэропорта, сохранилось несколько самолётов, но, вероятнее всего, в музей попадёт только один. Судьба у этих самолётов и вправду незавидная. Ещё на рубеже развала Советского Союза в ИВВАИУ был уничтожен уникальный самолёт Ту-95 (натовцы называли его «Медведем») – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из символов «холодной войны». «Это был самолёт, который участвовал в знаменитых ядерных испытаниях в 60-х годах на Новой земле», – сообщил один из преподавателей. Его больше нет.

Пока учебный парк самолётов можно видеть лишь с большого расстояния

«У нас было три самолёта Ил-76, – рассказывает полковник запаса, бывший преподаватель училища Михаил Лайков. – Один из них представлял большую ценность – самолёт был так называемым «постановщиком помех», Ил-76ПП. На нём было оборудование для создания помех в радиоэфире, в своё время он работал на Кубе. По моим сведениям, его разрезали. Два Ила ещё стоят, я видел за забором, один совсем на хвост присел, видимо, ему уже конец». Анатолий Припузов сообщил, что, по его сведениям, пока в наличии все три Ил-76. Однако в музей попадёт, вероятнее всего, только один, наиболее сохранившийся. Остальные пойдут на слом. По информации бывших преподавателей училища, сейчас в плачевном состоянии находятся МиГ-29, Су-27. Многие просто не верят, что в музей попадёт что-то стоящее. «Мне кажется, в итоге половина всех самолётов, которые удастся собрать в музей, это те самые сохранившиеся самолёты с постаментов училища – МиГ-23, МиГ-21, тот же самый МиГ-29 у первого КПП», – считает Михаил Лайков. «Я на аэродром уже не хожу, незачем, – сказал его коллега по училищу, не назвавший своего имени. – После ликвидации училища музей меня не интересует, вряд ли можно создать что-то ценное, сначала всё до основания разрушив».

Впрочем, в Иркутском аэропорту так не считают и уже строят планы на новый музей. После того как будет подписано распоряжение, оставшиеся самолёты и вертолёты перевезут на территорию Иркутского аэропорта. Для этого придётся разобрать заборы, демонтировать контактные троллейбусные сети. «На самом деле, всё это на одну-две ночи, не более, – сказал Анатолий Припузов. – За это время мы сумеем перевезти машины на нашу территорию». Далее самолётам и вертолётам предстоит пройти ревизию, поскольку многим из них нужен ремонт обшивки, покраска и прочее. Самолёты находятся в плачевном состоянии. К примеру, у МиГ-29, что у первого КПП, уже просто нет носа. Специалистам предстоит заварить большинство люков, так как, за исключением Ил-76 и, может быть, Ту-22, доступа в кабины не будет, несмотря на то, что внутреннее оборудование демонтировано.

Улыбайка-ИЛ

Сотрудники Иркутского аэропорта уже мечтают, как обустроят музей. «Теоретически внутри Ил-76 можно создать экспозицию, – сказал Анатолий Припузов. – Мы могли бы прямо в салоне самолёта собрать экспонаты, рассказывающие об истории военной и гражданской авиации в Иркутске, здесь же можно было бы показывать исторические ролики». Советский средний военно-транспортный самолёт Ил-76 в кодификации НАТО носил название Candid – «Искренний». У этого самолёта своеобразная форма остекления кабины штурмана, так что издалека кажется, что самолёт «улыбается». Поэтому его долгое время называли «Улыбайка». В Ил-76 действительно есть где сделать экспозицию, поскольку самолёт способен перевозить до 60 тонн груза и от 167 до 245 солдат. Длина грузовой кабины – 24,5 метра при 3,45 метра ширины. В России есть музеи в самолётах. Один из них, к примеру, находился на ВВЦ в Москве рядом с павильоном «Космос». Там в Ту-105 детей пускали за 20 рублей.

Буксировка, ремонт, покраска иркутской техники «потянет» на сумму не менее двух десятков миллионов рублей, посчитали в Иркутском аэропорту. Но пока нет распоряжения правительства РФ, нет и средств. Как только документ подпишут, будет разработан проект и тематический, структурный план создания музея. По мнению Анатолия Припузова, в 2010 году об открытии музея речи быть не может. Зампред правительства Сергей Серебренников сказал «Иркутскому репортёру»: «Всё это нужно было сделать ещё вчера. Мы ждём распоряжения федерального правительства, до конца года все машины будут переведены в музей». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры