издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Внеклассная работа

Губернатор обсудил с иркутскими педагогами проблемы современной школы

Длинная ухоженная аллея ведёт к иркутскому лицею № 47, что в микрорайоне Солнечный. Вокруг настоящие альпийские горки, яркие цветочные пятна газонов. А дальше, за кронами каких-то необычных, явно специально привезённых сюда деревьев, – вид на Ангару, на знаменитый ледокол-памятник. По газону сразу видно, что это учебное заведение – успешное. Конечно, элитный район, конечно – лицей, и 15%-я надбавка к зарплате. Но этого, наверное, недостаточно. Думаю, ни в каком уставе не записано: «разбить вокруг здания альпийские горки». Это делает тот, кто очень любит свой лицей, детей и вообще – жизнь. В этом секрет успеха.

В тот летний день мы побывали в лицее вместе с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. Именно здесь состоялся разговор с директорами школ области, в котором принимали участие министр образования региона Виктор Басюк, председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин. 

– Наша школа востребована. Она и расположена в престижном районе города, хотя ребята ездят со всех районов. А некоторые и в прокуратуру жалуются за то, что мы их не принимаем, – начала разговор директор лицея Надежда Тютрина. – Но и проблемы у всех одинаковые. Вы их знаете, все телевизор смотрите…

– По ТВ прошёл сериал «Школа». Я не согласен с тем, что в таком тоне нужно говорить о проблемах школы, – сказал губернатор. 

– Мы тоже не согласны. Педагогическую общественность этот фильм возмутил, – поддержала Надежда Тютрина. – Единичные случаи нельзя возводить в ранг общей проблемы. Мы же через этот фильм даём модель поведения детям, учим их, как надо разговаривать с учителем, с родителями, друг с другом. Могу ответственно заявить, что в школах Иркутска такого нет.

– Коллеги, – тут же зацепился губернатор за эту фразу, обращаясь к журналистам, – прошу вас акцентировать внимание на словах директора одного из лучших образовательных учреждений города. В Иркутске такого нет.

Коллеги, сидевшие на галёрке, промолчали. Но каждый подумал: 

в Иркутске, может, и нет. А в Шелехове? 

Между тем разговор продолжался, и вердикт учителей был однозначным: показывать такое кино нельзя. 

– Один эксперт-политолог сказал мне недавно: в советское время страна была богоборческой, а общество было куда более нравственным, чем сегодня. Советский кинематограф показывал нам учителя, который был явлением в общественной жизни. Сегодня пришло поколение, которое воспитано в другой стране. Важно, чтобы они наследовали лучшие традиции советской и российской педагогики и ориентировались в современной жизни, разговаривая с ребятами на равных, – заметил Дмитрий Мезенцев и задел ещё одну больную тему. 

Учитель очень часто имеет меньший набор технологических навыков и знаний, чем его ученик. Об этом с тревогой говорят сами учителя. Им трудно угнаться за подростками, у которых сотовый телефон давно стал продолжением руки. Но по умению оценить мир вокруг ребёнок всё-таки не может соперничать с учителем. В противном случае школа рухнет как социальный институт. 

Школа – это маленькое государство, у каждого гражданина которого свои права и обязанности, и ребёнок учится жить в нём. От того, насколько успешной будет эта учёба, во многом зависит, как сложится жизнь человека. Десять лет – срок, отпущенный на то, чтобы ребёнок прошёл социализацию. В данной ситуации учителю принадлежит ведущая роль. Если в сериале «Школа» показана правда, значит, наши дети готовятся к жизни… в зоне, из которой нет выхода, равно как и в фильме нет ни одного положительного героя, с которым хочется себя ассоциировать. Этот фильм не учит находить правильный выход из ситуаций, смоделированных на экране. Но учителя говорят, что там показана неправда. «Самое главное – дети были возмущены содержанием этого фильма, – заявила Надежда Тютрина. – Дети говорили, что у них не такие учителя, и для нас это комплимент». 

Если не можешь снять сильное кино, а привлечь внимание к себе очень хочется, можно снять кино шокирующее. Твоя личная цель будет достигнута, но какими средствами? «Почему-то не пришёл ко мне министр культуры и не предложил снять хороший фильм о нашей школе, о том, чем она живёт, что волнует ребят», – заметил губернатор и добавил: – Узнать о проблемах детей можно не только из кино». Можно просто пойти и спросить их. Имелось в виду поручение губернатора о привлечении членов правительства, экспертов, учёных к диалогу со школой. Губернатор намекнул, что его поручение «затёрли». Оказалось, это не так. Виктор Басюк заверил: почти все члены правительства уже ходят в школы. Причём делают это без сопровождения прессы. Проводят открытые уроки, беседуют с ребятами. Очередной бум внимания школа переживала в мае, когда проходили «последние звонки». Андрей Лабыгин тут же подтвердил, что и городские власти не менее активны. «Я сам вчера был в школе, – заявил спикер городской Думы. – А перед этим в мае ходил туда». Осталось из ранга добрых праздничных дел перевести это общение в будничную систему. 

Для ребят важно своими глазами увидеть яркую личность, услышать, как человек добился успеха, каким жизненным опытом он обладает. А ярких личностей хватает и среди школьников. Например, Лилия Лохова, набравшая 200 баллов по ЕГЭ, поступила в МГУ на химический факультет. Тут уж разговор не мог не перейти на проблему «утечки молодой крови» из региона. 

– Мы же всё равно готовим их для своей страны, – заметил директор лицея № 2 Ангарска Виктор Беркут. – Они уезжают, потому что не одним Интернетом и ночным клубом жив человек, а всем социумом. Такова жизнь. Ведь мы не можем даже отличникам дать хорошую работу, достойную заработную плату, жильё, в конце концов. 

– Вот спасибо вам за честный ответ, – обрадовался Дмитрий Мезенцев. – Только надо понимать, куда мы отправляем своих детей. Москва – громадный город, уже не очень комфортный для жизни, зато имеющий очень жёсткий набор требований к любому, входящему в него. Нужна социализация в социальных, профессиональных средах, адаптация к жизни в мегаполисе. Нужно понимать, что начинать придётся с непрестижных позиций, и совсем неизвестно, состоишься ты или нет. 

Один из последних примеров – выпускница лицея № 1 Аня Шмидт, которая присутствовала на встрече с губернатором, когда он приезжал в лицей. Звёздочка и гордость учителей, Аня решила учиться в МГУ на журфаке. Потом губернатор встречался с абитуриентами, и эта девочка была включена в группу. Был вязкий разговор и сомнение в глазах: «Мы, конечно, очень благодарны, но, пожалуй, рванём в Москву». Однако после вмешательства в её судьбу Дмитрия Мезенцева Аня всё-таки согласилась поменять журфак МГУ на ИГУ. В Москве никаких гарантий, а здесь личное внимание главы региона и ректора, место в общежитии и грант в 50 тысяч рублей, который губернатор просто «вытряс из рукава» одного топ-менеджера. Судя по всему, теперь у Ани  – блестящие перспективы, и будем надеяться, она не пожалеет о своём решении. Всё-таки нужно понимать точно, какие существуют социальные лифты (если существуют), какова их грузоподъёмность и какие шансы лично у тебя в него втиснуться. 

«Знаете, можно совершенно не препятствовать детям уезжать и добрую половину из них потерять для большой жизни», – заметил губернатор. И директор лицея № 2 из Ангарска с ним всё-таки согласился, признав, что тут «мы недорабатываем». Наверно, прежде всего педагоги должны заставить детей задуматься над вопросом, где они больше нужны – здесь или там. 

Вторая часть встречи прошла под знаком политики. Губернатор заявил, что ждёт от учительства более внятной, активной позиции, и вспомнил свой разговор с учителями Братска, впервые дав ему чёткую оценку. «Мы долго разговаривали. А потом ко мне подошёл один из политических активистов оппозиционной партии и говорит: «Если бы мэр пустил коммунистов в Думу, этого разговора сейчас бы не было. Мы бы учительство не подняли на баррикады». Так значит, дело не в бедственном положении учительства, а в том, поддаётся учительство на провокации или нет, согласно быть разменной картой в политической игре или не согласно», – резюмировал Дмитрий Мезенцев. 

До конца года министерство образования Иркутской области должно проработать вопрос о предоставлении жилья нескольким десяткам молодых специалистов общеобразовательных сельских школ региона. Кроме этого, правительство ищет возможность строительства социального жилья для молодых педагогов в городах на условиях софинансирования из областного и местных бюджетов. 

Ко Дню учителя среди школьных педагогов будут определены победители конкурса на получение грантов губернатора в размере 250 тысяч рублей, а по итогам года отдельно будет премировано 100 лучших молодых учителей. Напоследок губернатор объявил, что вносит на рассмотрение регионального парламента новую редакцию закона «О наградах и почётных званиях Иркутской области». В нём предлагается учредить звания заслуженных работников различных отраслей, в том числе сферы образования Приангарья. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры