издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возмездие в городе павших милиционеров

  • Автор: Максим СМИРНОВ

Поймать убийц своих коллег для милиционеров – дело чести. Так и случилось с участниками банды Сахаровского. На их счету оказалась смерть трёх сотрудников МВД. А начиналась криминальная история «Банды Сахаровского» относительно безобидно – с кражи коров на плохо охраняемых животноводческих фермах.

Скотокрады

В конце девяностых двое друзей, жителей Черемхова, 35-летний Павел Сахаровский и 32-летний Олег Вантеев работали на угольном разрезе. Первый – машинистом экскаватора, второй был его помощником. Жить на зарплату рабочего приятелям не нравилось. Видимо, по этой причине Павел и Олег начали воровать коров и бычков. Схема преступлений во всех случаях была одинаковой. Ночью мужчины через окно проникали внутрь, как правило, неохраняемой колхозной фермы. Затем открывали ворота и выводили одну корову. Далее животное уводили в лес, где забивали его и разделывали тушу. Мясо грузили в автомобиль Вантеева и увозили добычу по домам. Основную часть преступники использовали в пищу, излишки продавали. 

Примерно в январе 1999 года Сахаровский и Вантеев приобрели охотничьи ружья и привлекли к делу ещё двух человек – Виктора Большакова и младшего брата Сахаровского Константина. С этого момента криминальная четвёрка совершает дерзкие вооружённые налёты на фермерские хозяйства Черемховского и Аларского районов. Бандиты, в чьих руках были ружья и обрезы, врывались в помещения фермы и, угрожая расправой, заставляли повиноваться себе невооружённых сторожей. Аппетит налётчиков к этому времени явно вырос. Теперь они уже не ограничивались одной коровой или быком. Скота могли забить до десятка голов за один раз. Разделанные туши порой не помещались в машину Вантеева, и преступники перевозили награбленное на грузовике, а затем продавали перекупщикам, обычно дежурившим на дороге, ведущей в город. Прокатившиеся вооружённые налёты на фермерские хозяйства и многочисленные кражи крупного рогатого скота не остались вне поля зрения милиции. Конечно, преступников разыскивали. 

Расстреляли, как животных

В ночь с 25-го на 26-е мая 1999 года Павел Сахаровский с Олегом Вантеевым сели на мотоцикл «Урал» и отправились в деревню Заморская, чтобы внимательно обследовать небольшую ферму, где они собирались в очередной раз поживиться дармовым мясом. C собой друзья прихватили охотничье ружьё и обрез. Прибыв на место и осмотрев ферму, бандиты поняли, что помещение пустое и добыча им в этот раз «не светит». Мужчины разочарованно сели на мотоцикл и уже в третьем часу ночи отправились в обратный путь. Выехав с просёлочной дороги на центральную трассу, налётчики увидели экипаж дорожно-патрульной службы.

В связи с регулярными кражами скота милиционеры патрулировали практически все дороги, расположенные в непосредственной близости к сельскохозяйственным фермам. Один из милиционеров попытался остановить подозрительный мотоцикл без госномеров. Но останавливаться преступники не собирались, ведь на руках у них было огнестрельное оружие. Экипаж ДПС начал преследование, и вскоре мотоцикл подозреваемых потерял управление и врезался в дерево, стоявшее на обочине дороги. 

Сослуживцы погибших милиционеров пришли в суд с фотографиями своих коллег

Когда милиционеры вышли из машины, двое преступников начали стрелять. Не ожидавший такого поворота событий старший группы экипажа ДПС Олег Русанов открыл по бандитам ответный огонь из табельного автомата Калашникова. Из троих милиционеров только Олег в ту ночь был вооружён, так как двое других сотрудников на момент событий числились стажёрами. В ходе перестрелки старший сержант Русанов получил ранение в живот и продолжал обороняться от бандитов, теперь уже с помощью пистолета Макарова, так как автомат в какой-то момент внезапно заклинило. Один из бандитов – Олег Вантеев – также получил огнестрельное ранение в ногу. Через несколько минут в пистолете Олега Русанова закончились патроны, магазин срочно нужно было перезарядить. В этот самый момент выбежавший из своего убежища Павел Сахаровский выстрелил из обреза в лицо сержанта милиции. От полученного ранения Русанов умер на месте. Двоих других милиционеров, безоружных, Сахаровский и Вантеев нашли и расстреляли. Денис Григорьев получил смертельное ранение в голову, его напарник Александр Бутаков – в грудь. После расстрела экипажа ДПС Сахаровский вывез своего раненого подельника к знакомому врачу в больницу посёлка Кутулик, где его и прооперировали. Медсестра этого лечебного учреждения рассказала о странном пациенте своему мужу – сотруднику правоохранительных органов. И уже на следующий день убийц милиционеров – Сахаровского и Вантеева – задержали сотрудники УБОП. 

Увеличить срок

Черемхово называют городом павших милиционеров, достаточно посмотреть статистику судебных процессов, связанных с убийствами милиционеров. Как вспоминает Фёдор Чернышов, в 1999 году исполнявший обязанности заместителя начальника УБОП ГУВД по Иркутской области, на поимку преступников были брошены лучшие силы милиции. Было делом чести найти убийц. Преступление вызвало резонанс. «Уже к вечеру этого же дня мы вместе с местной милицией установили и задержали убийц. Вантеев был ранен в бедро. Он скрывался у знакомых, его к этому моменту уже успели прооперировать. Эти знакомые показали место, где закопали обрез, выдали нам мотоцикл, весь изрешеченный пулями. 

Во время следствия преступники постоянно меняли показания. Сначала Павел Сахаровский признался, что стрелял в милиционеров. Но потом на следственном эксперименте заявил, что «услышал звуки затворов, выстрелы, по ним стреляли, люди падали».

Однако запутать следствие преступникам не удалось. И 12 объёмных томов этого громкого уголовного дела отправились в суд. 10 декабря 2002 года. Заседание коллегии областного суда проходило в Доме культуры: районный суд Черемхова не смог бы вместить всех желающих присутствовать на процессе. В последнем слове все подсудимые – четыре человека – заявили о своей невиновности. Суд приговорил организаторов банды Вантеева и Сахаровского к 25 годам строгого режима с конфискацией имущества. Третьего участника, Большакова, который совершал грабежи и нападения на фермы, – к 9 годам строго режима. Константин Сахаровский получил три года условно. 

После оглашения приговора подсудимые продолжали заявлять о своей невиновности. Павел Сахаровский говорил, что «в материалах дела существуют доказательства, подтверждающие, что нас избивали, пытали и так далее». А родственники погибших милиционеров говорили о том, что наказания не соответствуют преступлениям. Они требовали пожизненного заключения за убийство троих сотрудников милиции. «У меня осталась внучка, которая не увидит своего отца, и я хотела бы, чтобы их дети тоже не видели своих отцов. Потому что их папы сами выбрали свою судьбу», – сокрушалась в суде женщина.

Обе стороны не согласились с объявленными приговорами и подали кассационные жалобы. Потерпевшие – в надежде на более суровый приговор. Преступники – для того, чтобы смягчить наказание. Верховный суд отменил вердикт областного суда и направил дело на дополнительное расследование. И вот 18 сентября 2004 года был оглашён окончательный приговор: Павел Сахаровский и Олег Вантеев были приговорены к пожизненному заключению. 

Фото из архива автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры