Реклама – двигатель. Двигает по голове...
Почему-то люди не любят рекламу по телевизору. Норовят её обругать и переключить. Выйти в другую комнату или даже (о, святотатство!) переждать ролики в туалете. Не- благодарные. Для них сотни рекламных агентов, криэйтеров, сценаристов, концептуалистов и прочих узких специалистов стараются, ломают бошки, насилуют мозги – лишь бы покрасочнее, лишь бы позавлекательнее. Целые рекламные сериалы снимают. Зрители только плюются. А зря. Реклама вовсе не двигатель торговли. Реклама сегодня – это новый, отдельный от всего вид искусства. Проблема только одна – реклама считает нас идиотами. И это – обидно...
Рекламу мне интересно смотреть по одной причине – она является очень точным кривым зеркалом общества. Она одновременно старается диктовать какие-то нормы поведения, создавать новые стереотипы, навязывать ценности. Ну, вроде как сжевала шоколадный батончик с целлофанового вкуса кокосовыми стружками – и чувствуешь себя полуголой на тропических островах, качающейся над коралловой отмелью на качелях, с мускулистым мужиком в комплекте. И в то же время она неотделима от тяжкого груза культурного контекста страны и её прошлого – не зря же молочные продукты рекламирует кот Матроскин, а не Том-кэт из «Тома и Джерри», хотя большинство молочных производителей давно принадлежат западным владельцам.
Этим культурологическим разрывом реклама и интересна: этот конфликт почище чеховской дилеммы – рубить или не рубить вишнёвый сад. В самом деле вся реклама скроена по западным лекалам, но при этом неумело адаптирована под отечественного, быдловатого и косного, потребителя. Вот простой пример. На Западе, хоть в Америке, хоть в Германии, люди привыкли считать деньги до копейки, поэтому точность в рекламе, что товар будет стоить девяносто девять и девять центов, их успокаивает – типа, умные люди всё просчитали и лишнего не возьмут. И тупо переводят кальку на русский. А русский потребитель – например я – существо безалаберное и безответственное. Его, то есть меня, просто пугает нагромождение этих страшных цифр – девяток. Скажи мне, что товар червонец стоит, и не парь мои и без того не особенно могучие мозги – я товар с руками оторву. Перемудрили рекламщики, не учли национальный менталитет, который умом не понять и аршином не измерить…
Или показывают опрос – десять домохозяек по очереди на экране говорят: «Да, я выбираю эту примочку и ни на какую другую примочку эту примочку не променяю!». И текст за кадром: «Девять из десяти домохозяек в России отдают предпочтение этой примочке». Ой, дурют нашего брата! Я-то вижу, что артикуляция губ не совпадает с текстом на экране – а просто сэкономили, не стали снимать клип с отечественными «засланными домохозяйками», а тупо перевели заграничный ролик и наложили сверху титры кириллицей. А у меня сразу паранойя разыгрывается – мне кажется, что по-настоящему-то они там, на экране, шевелят губами, как рыбы в аквариуме, зомбируют меня – «Покупай! Подчиняйся! Неси свои денежки! Трать бабосы, лох трамвайный, нам они нужнее!!!».
Я понимаю, там, за границей, толерантность и политкорректность. Но нужно же учитывать, что в России ещё не умерло поколение, воспитанное на домострое. Вот реклама обычного сока, анимированная мультяшка – то есть для детей. Фрукты живут в домиках, общаются, всё очень мило. И текст за кадром: «Чёрный чай и чай зелёный вышли замуж за лимона». Начнём с того, что в Российской Федерации полигамные браки запрещены – как это они трое «вышли замуж»? А главное – чай и лимон мужского рода.
Или вот реклама умственной отсталости. Ваня использует дорогой порошок, а Петя – новую «Дусю». Два пустоглазых дегенерата садятся белыми джинсами на грязный поребрик и пачкают джинсы. Потом один берёт дорогой порошок, второй – эту «Дусю»… и закидывают джинсы в одну стиральную машину! Слоган вообще неправильный! Не «если нет разницы, то зачем платить больше?», а «зачем платить, когда можно постирать на порошке друга в его стиральной машине»! Вот это по-русски, называется непереводимым термином – «холява».
И больше всего раздражает то, что рекламщики принимают нас за безграмотных идиотов. Реклама какого-то пива – собирай этикетки и выиграй полёт в космос на суборбитальном корабле. У нас любой школьник знает, что суборбитальный корабль не летает в космос – он суборбитальный. Это самолёт, который выходит в верхние слои атмосферы и на несколько секунд имитирует невесомость в свободном падении. А главное – чтобы найти эту премиальную этикетку, нужно выхлебать столько пива, что ни одна медкомиссия тебя не только до полёта не допустит – она тебе даже права на самокат не даст!
Именно поэтому бесит псевдонаучность рекламы. Боже мой, что такое «ку-энзимы»?! Зачем моя жена мажет милое мне своё лицо кремом с этой дрянью?! Что такое «активные гранулы дэу-защиты»?! Что такое «прови-технологии», и не отравляют ли они мой шампунь?! Почему, если сказать эти бессмысленные слова с экрана, это воспринимается как научный прорыв в области косметологии? А если я не хочу «лактобактерии элькозе иммунитас», а хочу просто йогурт?!
И тут же другая крайность – товары с «натуральными компонентами». Девушки, кушайте фрукты ртом! Зачем вам надо, чтобы в шампуне были персики, груши, орехи, экстракт лаванды и ромашки? А вдруг они там не свежие? Или, страшно подумать, гнилые и просроченные. И что такое «масло ши», которое даёт нежность кашемира? Как волосы могут быть нежными, словно пальто из верблюжьей шерсти, я ещё могу себе представить. Но что такое «масло ши»? Откуда мне знать?
Поэтому не воспринимайте рекламу как позыв к действию. Смотрите её, как отдельный вид искусства. Смотрите и наслаждайтесь.