издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Счёт по уму от европейцев

Как сократить расход дорожающих энергоресурсов и затраты на них – примерно так можно сформулировать задачу, которую в мировой экономике решают уже не первый год и даже не десяток лет. Любой специалист объяснит, что первым шагом в энергосбережении является установка счётчиков тепла, электричества, воды и газа, которые позволяют выяснить уровень потребления и понять, какие меры нужно предпринять для его снижения. В России, где энергоэффективность некоторых отраслей в 10–20 раз ниже мировых стандартов, речь пока идёт только об обязательной установке стандартных счётчиков, тогда как многие «продвинутые» европейцы уже пользуются системой «умного» учёта, позволяющего следить за потреблением в режиме реального времени. На вопросы о том, как считают и экономят энергию в Европе и насколько иностранный опыт интересен в России, отвечали технический директор немецкой компании EFR Бекир Али Инан и директор EFR Central Eastern Europe (Венгрия) Йозеф Шаги, приехавшие в Иркутск на конференцию «Вопросы обеспечения надёжности и устойчивости функционирования энергетики Восточной Сибири».

– Насколько система «умного» учёта энергоресурсов развита в Европе? Какие страны могут похвастать достижениями в этой области?

Бекир Инан: Больше всего «умных счётчиков» установлено в Италии. Там их работает около 30 миллионов. 

– Насколько велик потенциал для их распространения в России и насколько в нашей стране развита система учёта энергоресурсов, насколько она эффективна? 

Б. И.: В любой стране есть потенциал для этого. Интерес к «умным» счётчикам довольно велик, потому что они значительно упрощают процесс ведения счетов и управление нагрузками, что облегчает сбережение энергии. Во многих странах Европы, где они ещё не очень широко распространены, есть пилотные проекты по внедрению системы «умного» учёта. 

Йозеф Шаги: Очень важно, что «умный» счётчик даёт возможность потребителям контролировать, управлять расходами на энергию. При использовании обычных счётчиков покупатель в конце месяца или года получает платёжную ведомость, в которой указана плата за потреблённые ресурсы за это время. И никто не знает, что за этим стоит. А такой специфический инструмент, как «умный» счётчик, даёт возможность в режиме реального времени отслеживать потребление и управлять денежным счётом.

– Не так давно российское Министерство регионального развития предложило новый способ заставить потребителей устанавливать счётчики: с 1 января 2012 года, если в многоквартирном доме нет прибора учёта, квартплата для его жителей удваивается. Какие стимулы применяются в Европе? 

Й. Ш.: Есть один простой способ – система двухставочных тарифов, которая призвана подтолкнуть потребителей к экономии энергии. Днём, в часы пиковой нагрузки, применяется высокий тариф, а ночью, когда уровень потребления ниже, – низкий. Это простой экономический метод, который подталкивает потребителей к энергосбережению. Что особенно важно, при работающем «умном» счётчике потребитель может видеть нагрузки и затраты на потребляемые ресурсы. И если он знает, что в этот момент цена на электроэнергию высока, то он может, скажем, запустить свою стиральную машину позже, в те часы, когда электричество дешевле. Это очень выгодно для потребителя, потому что он может получать более дешёвую электроэнергию, и не менее важно для управления сетями, ведь можно снизить пиковую нагрузку, смягчить её. 

Б. И.: Что немаловажно, европейцы зачастую пользуются дополнительными источниками энергии, например, солнечными батареями, что позволяет им забрать часть нагрузки на себя.

– Не являются ли стимулом для европейцев ещё и цены на электроэнергию, которые превышают российские? И не замедляет ли разница в ценах развитие системы учёта в России в сравнении с Европой?

Й. Ш.: Цены в Венгрии, если пересчитывать в российской валюте, составляют примерно 8 рублей за 1 кВт-ч. Это нормальный тариф, но есть ещё специальный низкий тариф в 4 рубля. И разница между этими двумя ставками как раз подталкивает потребителей к тому, чтобы экономить и сберегать энергию. Как я уже говорил, двухставочные тарифы – это простой путь к тому, чтобы в мягкой форме заставлять потребителей экономить энергию, пересматривать и реорганизовывать электропотребление. У них появляется возможность и необходимость использовать энергосберегающую бытовую технику. Например, в Европе нельзя использовать традиционные лампы накаливания, разрешены только энергосберегающие. И я не знаю, есть ли такое в России, но когда вы приходите в магазин и покупаете новую стиральную или посудомоечную машину, на каждой из них есть табличка с классом энергоэффективности – A, B, C, D. И техника класса «А» обычно стоит дороже, но если вы посмотрите срок её работы и уровень энергопотребления, вы увидите, что она в итоге обходится дешевле аппаратов других классов. Это с одной стороны. А с другой – есть неглупые люди, которые одновременно следят за своим кошельком и уделяют внимание охране окружающей среды. То есть они задумываются над тем, что их сыновья и внуки должны жить в зелёном мире. Это вопрос менталитета, состояния ума. Ментальность людей поменять очень сложно, но у тех же традиционно экономных немцев что-то изменилось, и они теперь не только смотрят за тем, как бы поменьше потратить денег, но и за выбросами СО2 в атмосферу от выработки энергии. Я думаю, что «умные» счётчики – это тот инструмент, благодаря которому такой образ мышления существует, поддерживается и развивается. 

По словам Бекира Али Инана, интерес к новой технологии учёта есть в каждой стране

Ведь вы понимаете, что обычный прибор учёта можно установить где угодно, но вы не будете по нему видеть, сколько в определённый момент потребляет тот или иной аппарат. А среди функций «умного» счётчика есть возможности вывести информацию по потреблению энергии в режиме реального времени на экран, в роли которого может выступать даже монитор компьютера потребителя. Простая аналогия: во многих современных автомобилях бортовой компьютер показывает расход топлива. Если вы до упора нажимаете на педаль газа, то видите, что он составляет, скажем, 10 или 12 литров на 100 километров, и когда есть обратная связь, вы понимаете, что можно давить на газ слабее и тратить меньше бензина. Такова же логика «умных» счётчиков: если я вижу реальный уровень потребления, то могу предпринимать какие-то действия, чтобы его сократить. В других системах такой возможности нет: есть только прибор учёта, и по прошествии месяца или года вы получаете счёт от поставщика энергии и видите, что указанная в нём сумма значительно увеличилась. 

– Насколько доступны «умные» счётчики для потребителей? 

Й. Ш.: Это сложный вопрос. Всё зависит от страны. Например, в Венгрии установку счётчиков оплачивает поставщик энергии. А в Хорватии – нет, в России тоже платить должен потребитель. 

В этом момент переводчица говорит, что у неё дома не установлен счётчик. Вслед за этим замечанием следует достаточно долгая пауза, после которой Йозеф Шаги уточняет, не ослышался ли он. И ещё раз недоумённо переспрашивает: «У вас нет счётчика и вы не имеете представления о том, сколько потребляете? Это касается только вас лично или это обычная ситуация для России?». Услышав в ответ, что счётчиков нет у многих, поскольку плата за коммунальные услуги по нормативу потребления относительно невелика, представитель EFR приходит к выводу: «Вы живёте, как при коммунизме». 

– Вы говорили о том, что приехали на конференцию не только затем, чтобы рассказать о системе «умного» учёта, но и предложить её потребителям. Проявляют ли интерес к ней в России и можете ли вы сказать, интересна ли она в Иркутской области? 

Й. Ш.: Мы уже начали работать с нашими партнёрами из России, правда, пока только в Москве и Санкт-Петербурге. Но там, насколько мне известно, цены на электричество выше, чем в Иркутской области, так что учёт энергоресурсов в этих городах более востребован. Несколько лет назад они были невелики, а сейчас близки к европейским стандартам. Я думаю, что через несколько лет стоимость газа и электричества в России достигнет мирового уровня – это закон экономики. Если сейчас они столь низки и не зависят от мировых, это означает, что государство вас поддерживает и субсидирует. И лично я считаю, что с какой-то стороны высокие цены являются благом, потому что они подталкивают нас экономить энергию. Ведь если электричество дешёвое, для вас нет барьеров, которые сдерживали бы энергопотребление. Хороший пример: в Венгрии несколько лет назад государство перестало регулировать цены на газ на внутреннем рынке, так что у жителей страны появился стимул заняться теплоизоляцией домов, поменять окна и за счёт этого тратить меньше газа на отопление. Ведь вы понимаете, что при некачественной или неправильной изоляции очень много тепла просачивается наружу, так что для поддержания температуры приходится тратить больше ресурсов. К примеру, в моём доме уровень потребления газа составляет примерно 20% от того, сколько потребляют дома 30-летней давности, построенные ещё при социализме. Сейчас, когда газ стал баснословно дорогим, это дало хороший экономический эффект, к тому же снижение потребления позитивно сказалось на окружающей среде. Я одновременно экономлю деньги и защищаю природу – это очень важно. И, возвращаясь к вашему вопросу про Иркутскую область: я понимаю, что разница между тарифами «Иркутскэнерго» и «Мосэнерго» или «Ленэнерго» велика, но думаю, что это временно. «Иркутскэнерго», я так думаю, последует мировым экономическим тенденциям, так что каждому жителю вашего региона в итоге придётся завести счётчики и прибегать к энергосбережению. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры