издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сообщение и наказание

  • Автор: Валерия ТОПОРКОВА

Владельцы коротких телефонных номеров способны изрядно подпортить жизнь другим пользователям сотовой связи. У многих владельцев мобильных на этот счёт уже сложившееся мнение: короткие номера – источник спама и ловких «разводок на деньги». Справедливо ли это и насколько стоит опасаться СМС с незнакомых номеров, разбиралась ВАЛЕРИЯ ТОПОРКОВА.

За несколькими цифрами

В приобретении, а точнее, аренде короткого номера, могут быть заинтересованы любые компании, чья деятельность связана с приёмом входящих вызовов и сообщений по телефону. В основном это контент-провайдеры – компании, оказывающие собственные информационно-справочные или развлекательные услуги: распространение рингтонов, мелодий, картинок, участие в викторинах и голосованиях, общение в чатах и социальных сетях, возможность оперативно узнавать прогноз погоды, курсы валют, биржевые новости и другое. К основным арендаторам коротких номеров также относятся службы такси, доставки. Иногда их используют справочные службы, радиостанции, телефоны доверия и прочие. При этом крупные контент-провайдеры стараются заключать договоры со всеми сотовыми операторами и выбрать единый короткий номер для использования абонентами сетей всех сотовых операторов. Это снижает стоимость затрат на рекламные материалы и повышает вероятность и удобство пользования номером для абонента.

Теоретически арендатором короткого номера может стать любое юридическое лицо. Практически – при рассмотрении заявок на аренду специалисты сотовой компании внимательно изучают бизнес-план. Ведь короткий номер – это просто ещё одна услуга оператора, и она должна приносить прибыль, отмечает специалист по связям с общественностью ЗАО «Байкалвестком» Глеб Русин. Иначе говоря, подключение коротких номеров должно быть финансово оправдано: если при рассмотрении бизнес-плана очевидно, что предлагаемая услуга будет пользоваться сомнительным спросом, специалисты компании, как правило, отказывают предпринимателю в аренде. Главное же требование к арендаторам – соответствие предлагаемой им услуги законодательству.

Как правило, благонадёжность потенциального партнёра проверяют при рассмотрении учредительных документов, лицензии на предоставление телематических услуг связи, паспортных данных директоров. 

Важным пунктом в договоре на пользование коротким номером является обязательство контент-провайдера предоставить полную информацию о содержании и стоимости услуг и сервисов. Помимо этого запрещено использовать выделенные номера доступа и подключение к оборудованию оператора для распространения спама и вредоносного программного обеспечения. 

Спам в цепочке

«Перечисленное выше относится к цивилизованному рынку контента. Другое дело, что встречаются контент-провайдеры, которые нарушают условия договора и используют короткие номера для различных схем мошенничества, фрода», – признаётся менеджер по работе со СМИ Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» Анна Писарева. 

Нарушения, как правило, связаны с неявной схемой тарификации, со сбоями в работе биллинга. Проще говоря, некорректное указание стоимости услуги и, как следствие, большее списание средств, нежелательная «автоматическая подписка» на сервисы, «Ложный приз», спам, назойливая реклама. «Цепочка от оператора, который предоставляет короткий номер для оказания услуг, до конечного потребителя может составлять несколько звеньев, т.к. контент-провайдер может сдавать короткие номера в субаренду как юридическим, так и физическим лицам. При этом партнёры контент-провайдера тоже должны соблюдать этические нормы», – делится мнением старший специалист по внешним коммуникациям Иркутского филиала ОАО «ВымпелКом» (Билайн) Ирина Каратуева. 

По словам директора рекламного агентства «Эдванс» Вадима Ценунина, тот же рекламный спам с коротких номеров прочно занял свои позиции, но потребители сами его поддерживают. Если бы каждый хотя бы удалял, не читая, СМС, спамеры бы разорились. Но даже если один потребитель из тысячи откликнется, реклама уже будет иметь отдачу.

Арендаторы и субарендаторы активно пользуются короткими номерами, потому что рассылки дёшево обходятся рекламодателям и, предположительно, охватывают широкий круг потенциальных клиентов. 

Криминальный задел

Как утверждают участники рынка сотовой связи, они активно борются с неблагонадёжными партнёрами и применяют к ним жёсткие меры: блокируют номера, штрафуют за каждый случай поступления жалобы от абонента, в частности, сопоставимый по размеру с месячной выручкой партнёра на данном коротком номере, расторгают договоры. «Только если контент-провайдер адекватно реагирует на претензии и возвращает неправомерно снятую со счёта абонента сумму, мы ограничиваемся предупреждением. За своего субарендатора несёт ответственность арендатор, – поясняет Глеб Русин. – В случае, когда абоненты обращаются с жалобой «ой, а я не до конца дочитал, не видел, что там такая цена», невнимательность не является основанием для возврата».

– На самом деле проблема с короткими номерами, на наш взгляд, сильно преувеличена: к нам поступает порядка 80–100 жалоб в месяц по всей России на такого вида мошенничество, но не тысячи, как можно встретить в некоторых источниках. По нашим данным, существует около 15 наиболее популярных коротких номеров, на которые поступает больше всего жалоб от абонентов, – считает Ирина Каратуева. – Тем не менее за последние три месяца мы направили письменные предписания о некорректной работе пяти провайдерам, более 20 раз блокировали короткие номера в соответствии с жалобами абонентов и регулярно предоставляем информацию о контент-провайдерах по запросам правоохранительных органов. 

Как сообщили в пресс-службе ГУВД по Иркутской области, заявления в правоохранительные органы, связанные с «разводом на деньги» с помощью СМС, – редкость, они составляют менее одного процента от общего количества обращений, ещё меньше дел доводится до суда. Всего за 2010 год зарегистрировано 11 уголовных дел по поводу мобильного мошенничества, из них четыре раскрыто (имеются в виду пострадавшие от различных схем, а не только с розыгрышами). Таким образом, статистика не может в полной мере отразить реальную картину, потому что люди не обращаются ни к операторам связи, ни в правоохранительные органы из-за своей лени. Материальный ущерб обычно настолько незначителен – от 100 до 500 рублей, что люди предпочитают смириться с потерянными деньгами, а не связываться с милицией и наказывать обидчиков. 

«У нас не было судебных разбирательств с абонентами. У нас действует онлайн-биллинг, наши абоненты не уходят «в минус»; если у абонента закончились деньги на счету, мы попросту не предоставим ему услугу», – подчеркнули в Иркутском филиале  «ВымпелКома». В отделе контроля рекламы УФАС по Иркутской области тоже подтвердили, что наработанной судебной практики на сегодняшний день нет. Территориальные управления ФАС в других регионах подавали иски в суд, но они не были выиграны. Тот же опрос всех свидетелей – весьма трудоёмкий процесс. «Очень сложно доказать неправомерность действий в случае СМС-мошенничества. Вы же добровольно, допустим, отправляли СМС-сообщения», – объясняет начальник отдела защиты прав потребителей администрации города Виктор Низовцев. В пресс-службе областного суда сказали, что из-за отсутствия доказательств дела подобного рода нечасто доходят до обвинительных заключений, тем более до положительного решения в пользу потребителей, в ходе судебных разбирательств.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры