У истоков фарфорового чуда
В 2010 году в мемориальной усадьбе В.П. Сукачёва откроется музей сибирского фарфора. Основой экспозиции станут изделия завода Переваловых, который был учреждён ещё в XIX веке, и Хайтинского фарфорового завода – именно под этим названием иркутяне в XX веке знали бывшую фарфоро-фаянсовую фабрику Ивана Даниловича Перевалова. История завода непроста, а порой драматична. В 2004 году он прекратил своё существование. Сотрудники Иркутского областного художественного музея (ИОХМ) составили опись всех ценных изделий, хранившихся в музее Хайтинского фарфорового завода. После его закрытия около 5 тысяч экспонатов поступило в ИОХМ. Пример такой передачи изделий завода музею мы уже знаем, когда музей Ленинградского фарфорового завода после продажи последнего был передан Государственному Эрмитажу. В русском отделе Эрмитажа создан новый отдел отечественного фарфора. Иркутский областной художественный музей открывает музей сибирского фарфора, где будут экспонироваться замечательные изделия, созданные талантом и мастерством художников и скульпторов Хайты.
В настоящей статье мы расскажем историю Переваловского завода, который стал самым крупным производителем фарфоровой продукции в Восточной Сибири.
В 1862 году крестьянин из деревни Узкий Луг Иркутской губернии Данила Перевалов приобрёл в оброчное содержание на 40 лет месторождение белой глины в местечке Голубишник, которое находилось близ его селения, в 120 километрах от Иркутска. Добыча белой глины там велась с конца ХVIII века. Данила и его брат Филипп эту глину «зимой возили гужом на Тельминский и Тальцинский стеклянные заводы». Затем, подкопив денег, решили построить керамическую фабрику и развернули фарфоровое производство недалеко от своей деревни. Это место впадения речки Хайтинки в реку Белая. Напротив стояла их мельница, на которой перемалывалось зерно, так как братья занимались ещё и сбытом муки. В трёх верстах от выбранного места находились залежи очень хороших по качеству каолиновых глин. Начались опыты по выработке фарфора: изделия получались необыкновенной белизны и чистоты. В 1869 году новая фабрика начала работать. Так была основана фирма «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых».
Прекрасное качество хайтинского фарфора, его ослепительная белизна и просвечиваемость помогли продукции фирмы завоевать место на рынке сбыта. Славу фарфора составили мастера, которых Переваловы приглашали работать к себе с заводов Центральной России: Барабанов, Ерёмин, Зубреев, Флеров; скульптор Борисов; художники Макаров, Неворотов, Морозов. Дмитрий Михайлович Морозов, приехавший из Петербурга с Императорского фарфорового завода, был живописцем по фарфору, ему принадлежит роспись сервиза, который иркутяне подарили наследнику престола Николаю, будущему Николаю II, когда тот в 1891 году через Иркутск возвращался в Петербург из Японии.
Изделия фабрики появились на сибирских ярмарках и выставках ещё при Даниле Васильевиче Перевалове, а затем при его сыне Иване Даниловиче, и удостоились похвальных листов и медалей: в 1873 году на Екатеринбургской промышленной выставке – большая серебряная медаль «За полезное», в 1887 в Екатеринбурге – серебряная медаль «За трудолюбие и искусство», в 1896 году – большая серебряная медаль «За хорошее качество изделий при значительных для Сибири размерах производства». Л. Андреева, искусствовед ГИМа, пишет о хайтинском фарфоре: «Старый хайтинский фарфор, на редкость белый и прозрачный, иногда напоминающий молочное стекло, имел свою особую пластику и силуэт. Сохраняя округлость и мягкость… он не был одинаково тонок по всей высоте и форме вещи, не имел ровной «бумажной» тонкости и прозрачности, его прозрачность была живой, меняющейся, имела вдох и выдох».
При заводе в 1880 году Иваном Даниловичем, который после отца возглавил фирму, был открыт музей. Перевалов был настоящим коллекционером. В музей поступали изделия не только фабрики, но и заводов Западной Европы и России. Их Иван Данилович выписывал из Петербурга, Москвы, а также из-за границы и с фарфоровых предприятий Центральной России и Дальнего Востока, на которых Перевалов часто бывал, перенимал опыт и привозил образцы специально для музея. Музей был гордостью семьи Переваловых. Они с удовольствием показывали приезжающим из Иркутска экскурсантам фабрику, её цеха, коллекцию фарфора в музее, водили по живописным окрестностям села. Современники так отзывались о музее: «Музей, который часто показывали гостям, был одновременно витриной, рекламой… в нём хранилось свыше тысячи образцов. Сотни великолепно расписанных чайных пар, декоративных тарелок, десятки скульптур, вазонов для цветов в виде амурчиков, холодильник для шампанского – лебедь в натуральную величину, туалетные наборы, лампы-букеты, пепельницы в виде морских раковин – не перечислить всего, что хранилось в музее». Там было много изделий светского и культового назначения: чайные и столовые сервизы, чернильные приборы, шкатулки, пасхальные сувениры, иконы, лампады и иконостасы. Два таких иконостаса хранятся в ИОХМ: из домовой церкви Переваловых в Мишелёвке и домовой церкви Сиропитательного дома для девочек имени Е. Медведниковой в Иркутске. В наше время фарфоровые иконостасы практически не сохранились, а ведь выпускалось их в конце XIX – начале XX века очень много, особенно заводами М.С. Кузнецова. Поэтому можно считать большой удачей, что иконостас Сиропитательного дома, выполненный ведущими мастерами фирмы Переваловых, сохранился почти полностью.
И.Д. Перевалов по всей Восточной Сибири открыл магазины, и фарфор его фабрики имел огромный спрос и расходился очень быстро. Иван Данилович был предприимчивым и талантливым человеком и ставил перед собой большие задачи: расширить фарфоровое производство и открыть стеклянную фабрику по выработке хрусталя. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1907 году, летом, Перевалов возвращался из деловой поездки. На пути от станции Половина к фабрике на его коляску напали злоумышленники. Видимо, знали, что он вёз сусальное золото, которое используют при росписи фарфора. Перевалов был убит. Производство перешло к его сыну Владимиру, а позднее к его компаньонам Е. Метелеву и П. Щелкунову («Торговый дом Щелкунова и Метелева»), но было оно уже убыточным.
В 1920 году фабрику национализировали. Хайтинской она стала называться в 50-е годы XX века. Интересные данные приводит в своей книге «Колокола не умолкают» И.И. Козлов: «К 1917 году в музее Перевалова насчитывалось уже более одиннадцати тысяч экспонатов. Многое из того, что было в музее, не дошло до нас. Все экспонаты после национализации фабрики были упакованы в ящики, и на склад поступило 32 ящика по 350 изделий в каждом. Среди сотен типовых, массовых изделий были, конечно, десятки неповторимых, оригинальных образцов». Трудно сказать, куда делись тысячи предметов. Но 198 изделий из музея Переваловской фабрики, к счастью, попали не в частные руки. В 1939 и 1949 годах они были переданы в Иркутский художественный музей (согласно книге поступлений ИОХМ). Среди них изделия фабрики Перевалова, частных заводов России, Севра, Китая и Японии. Эти произведения являются частью коллекции декоративно-прикладного искусства ИОХМ, украшают экспозицию музея и часто экспонируются на выставках.
Во второй половине XX века музей Хайтинской фабрики вновь наполнился экспонатами. И в этом заслуга художников, пришедших работать на фабрику и по крупицам вновь собравших музей, пусть и не в таком виде, что при И.Д. Перевалове.