Вокзальная перезагрузка
Темой очередного заседания градостроительного совета при губернаторе Иркутской области было обозначено создание мультимодального транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский с комплексным развитием прилегающих территорий.
Принятая в 2008 году программа модернизации вокзалов России нашла поддержку в правительстве, утверждён бюджет порядка 30 млрд. рублей.
– Председатель правительства Владимир Путин дал задание обеспечить реализацию программы, 78 вокзалов находятся в активной стадии реализации программы, – сказал главный инженер дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Алексей Шуганцев. – В структуре РЖД создана специализированная организация ОАО «Дирекция железнодорожных вокзалов». Нашими специалистами проведены исследования в Иркутске. Необходимо определить границы проекта, выполнить проект планировки территории, обоснование инвестиций, провести археологические изыскания.
Последняя структурная реконструкция вокзала Иркутск-Пассажирский проводилась более 45 лет назад. Сегодня он уже не отвечает требованиям времени: не может обеспечить безопасность пассажиров, явно недостаточны площади зала ожидания, камер хранения багажа, комнаты матери и ребёнка. Отсутствуют сооружения для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями, не разделены потоки пассажиров дальнего следования и пригородного сообщения. Это приводит к скученности в узком подземном переходе. Пробки у вокзала стали обычным явлением.
Представленный проект реконструкции вокзального комплекса позволит достичь качественного обслуживания разных категорий потребителей в соответствии с международными стандартами, обеспечить безопасность пассажиров и служащих вокзала. Данный проект предусматривает строительство двух зданий: одного – для пассажиров пригородного сообщения, второго – для пассажиров дальнего следования, что позволит разделить пассажиропотоки уже на привокзальной площади. Предлагается построить переход, который соединит здание вокзала с набережной Ангары. Через него пассажиры будут выходить к поездам на крытые платформы. Для расширения привокзальной площади предлагается строительство двухуровневой автодорожной развязки, где разместятся автовокзал и гостиничный комплекс. Губернатором Дмитрием Мезенцевым были сделаны замечания по архитектурному стилю проектируемых зданий, они учтены и проработаны проектировщиками.
– Реализация проекта позволит создать многофункциональный транспортно-пересадочный узел, что повысит коммерческий, туристический и градостроительный потенциал, – отметил главный инженер ВСЖД Александр Скачков.
И.о. заместителя мэра г. Иркутска Иван Хомутинников предложил задействовать железную дорогу для внутригородских перевозок, передвижения жителей между отдельными районами. Для этого, по его мнению, необходимо построить дополнительную платформу для посадки и высадки пассажиров, обустроить удобные подходы и подъезды со стороны городских территорий. А ещё подобрать для этих целей подвижной состав, более экономичный транспорт, например, рельсовые автобусы.
Главный инженер Иркутскгражданпроекта Игорь Козак выступил с предложениями по градостроительному развитию территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу, в частности, предложил схему новой транспортной сети. Специалист из института «Желдорпроект» Анатолий Дьяченко посвятил своё выступление модернизации вокзала Иркутск-Пассажирский.
– Строительство двух новых вокзалов и конкорса позволит провести реконструкцию существующего здания, хотя внешне оно не претерпит изменений, – сказал докладчик. – На втором этаже существующего здания будет размещена комната матери и ребёнка, на первом – появится помещение для милиции, а существующее здание дежурной части будет ликвидировано.
Целью реконструкции является не только увеличение технологических площадей, но и предоставление пассажирам соответствующих услуг, таких, как гостиничные номера, парикмахерские, интернет-кафе и др.
Докладчик предложил перенести «Почту России» на станцию Военный городок или Кая, что позволит ликвидировать действующую стоянку почтово-багажных поездов на станции Иркутск-Пассажирский, а также разгрузить привокзальную площадь от автомобилей, задействованных в перевозке почты. Реконструкция вокзала и привокзальной территории позволит не только улучшить обслуживание пассажиров, но и создать дополнительные рабочие места, что весьма существенно для города.
– Территория напротив железнодорожного вокзала входит в состав памятника федерального значения – Глазковского некрополя, – напомнил руководитель областной службы по охране объектов культурного наследия Виталий Барышников. – Это один из ста уникальных погребальных комплексов мира, объект мирового уровня для туристического показа. Основная часть могильника находится в парке Парижской Коммуны, а склон, что напротив вокзала, – в режиме предварительного обследования. Поскольку территория парка и здание Свердловского райсовета находятся на высшей видовой точке района, откуда открывается вид на всю панораму исторической части города, нужно создать новую видовую точку на историческую часть вокзала.
– А почему не создать современный узел на станции Узловой? – предложил председатель городской Думы Андрей Лабыгин. – А Иркутск-Пассажирский можно оставить в том виде, какой есть для пригородного сообщения. На Узловой появятся административный и торговый центры, не нужно будет снимать полгоры, входить в противоречия со службой охраны памятников.
Подобного мнения придерживается и председатель областного совета ветеранов Валерий Игнатов:
– У меня сложилось впечатление, что город сегодня не готов был обсуждать этот проект. Зачем выносить на заседание градостроительного совета серьёзнейший вопрос без обсуждения его в городе?
– Нельзя сказать, что это предложение утопичное, – заявил заместитель председателя градсовета Юрий Перелыгин. – Думаю, проектировщикам его следует проработать.
– К сожалению, у нас с новыми проектами складывается весьма печальная история: от одного ушли, от другого, – заметил генеральный директор института «Иркутскгражданпроект» Андрей Макаров. – Сколько рассуждали об особой экономической зоне, агломерации… Не хотелось бы, чтобы всё куда-то уходило. Считаю, что обсуждаемый вариант наиболее правильный и рациональный, хотя, безусловно, надо анализировать и другие предложения.
Градостроительный совет рекомендовал региональному министерству экономического развития, науки и высшей школы подготовить соглашение между ОАО «Дирекция железнодорожных вокзалов» и правительством Иркутской области о создании транспортно-пересадочного узла на станции Иркутск-Пассажирский. Хочется верить, что в нём будут прописаны более конкретные решения с указанием сроков их исполнения.