издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Азбука управдома

Изменить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве к лучшему можно, развивая территориальное общественное самоуправление (ТОСы). Жители города должны стать не только собственниками, но и неравнодушными хозяевами своих домов. Эти постулаты стали уже аксиомами для специалистов ЖКХ и представителей власти. Кто они, современные управдомы, и какие трудности им приходится преодолевать, решил выяснить «Сибирский энергетик».

Реформа ЖКХ наделила собственников жилья большими возможностями, а вместе с тем  и большой ответственностью за имущество. Но по инерции многие продолжают надеяться на помощь в решении проблем «сверху» – от домоуправления или управляющих компаний, районной администрации или государства. Между тем специалисты уверены – эффективной коммуналка может быть, когда появляется неравнодушный хозяин, когда среди жильцов находятся активисты, которые готовы тратить своё время и силы на, казалось бы, безнадёжные дела. Удивительно, но там, где появляется такой человек,  унылые дворы и грязные подъезды с разбитыми окнами перестают быть неприятной данностью. Оказывается, что в коммунальном хозяйстве отлично работает пословица «Кто хочет – ищет возможность, а кто не хочет – оправдания». Споры с соседями и бесконечные письма властям, выстраивание отношений с управляющей компанией, изучение тонкостей жилищного законодательства – через это проходит, пожалуй, каждый «современный управдом». При этом путь к созданию комфорта в собственном доме и рядом с ним у всех уникален. Своими «историями успеха» мы попросили поделиться трёх председателей ТОС из разных районов города. 

«Сама жизнь подсказала»

ТОС посёлка Мельниково – первая организация в частном секторе Иркутска. Она объединяет 10 улиц, 350 домов и примерно тысячу жителей. Ирина Балуева, председатель ТОСа, по образованию инженер-экономист, говорит, что до марта, пока не сократили, работала бухгалтером. Примерно год назад она возглавила территориальное общественное самоуправление в посёлке, а началось всё с мусора.

– Вообще как-то сама жизнь подсказала, – начинает рассказ о том, с чего начиналось территориальное общественное самоуправление в Мельниково, Ирина Владимировна. – Я всегда жила в благоустроенной квартире, потом муж уговорил переехать в частный сектор. И меня очень удивило, что здесь, например, некуда выбрасывать мусор. У нас, наверное, был самый грязный в городе частный сектор, 20 лет мусор не вывозился. Меня ситуация, когда нужно куда-то его тайком ночью выбрасывать, как мало-мальски интеллигентного человека просто убивала. 

Не пожелав мириться с существующим беспорядком, женщина обратилась к властям с просьбой установить мусорные контейнеры. Но этого показалось мало – дворников в посёлке тоже никогда не было, поэтому Ирина начала сама наводить чистоту на своей улице:  «Сначала нам поставили один контейнер и на субботник я вышла одна, принципиально. Пол-улицы убрала – стали выходить люди». 

Сейчас в Мельниково восемь контейнерных площадок, детская площадка, сделанная силами жителей при поддержке администрации Свердловского округа. Для того чтобы машина «Спецавтохозяйства» могла вывозить мусор, в посёлке заасфальтировали дорогу, что стало приятным подарком жителям от администрации. Затем провели освещение. Собственно в ТОС жители объединились в прошлом году. 

– Устав написала сама, – продолжает Ирина. –  Просто необходим был более-менее грамотный и неленивый человек. Законы прочитать, написать устав – ничего сложного. Хотя проблем, конечно, хватает. Например, мой муж сделал доску объявлений. Заказали в «Автограде» красивую надпись «Посёлок Мельниково». Её оторвали ночью, написали краской «Деревня дураков». В итоге эту доску вообще убрали. Руки опускаются порой, думаешь: «Вообще не буду ничего делать», – а как-то отойдёшь немного, дальше начинаешь.  

Сейчас соседи поддерживают Ирину, а поначалу приходилось каждого убеждать, что так жить дальше нельзя. «За тот же мусор платить – чуть ли не до драк доходило, – вспоминает она. – Но люди, увидев, что и нам делают в ответ что-то хорошее, например асфальт, в этом году уже сами подошли: давайте мы что-нибудь сделаем на площадке. Откликаются, пошло движение».

Ирина Балуева уверена, что ей отчасти помогают профессиональные знания и… комсомольская юность: именно оттуда – умение объединить людей, заставить себя слушать, убедить. 

После того как жители Мельниково объединились в ТОС, первым делом они решили устроить детскую площадку: 

Галина Шаманова – одна из самых опытных «управдомов» – считает общественную работу смыслом жизни

– Намучились с министерством имущественных отношений – землю нам долго не давали. В этом году хотели летом устроить спортивную площадку, ведь наши дети играют в футбол на проезжей части. Просили хотя бы 6 соток – это треть пустыря на улице Кряжева. Отказали с мотивировкой: «многочисленные просьбы жителей предоставить землю под индивидуальное жилищное строительство», – с горечью говорит Ирина. 

Все 18 соток продали частному предпринимателю под автомойку, строительство идёт вовсю, жителям же предлагают отсыпать болото.  «Это очень людей оскорбило, – добавляет женщина. – Понимаю, там два жилых дома поставили бы и небольшой стадиончик. Для маленьких детей много места не нужно».

И других проблем в посёлке хватает: водоколонка находится на расстоянии километра, как и остановка общественного транспорта. Рядом промзона, и грузовики едут по узкой дороге без тротуара через посёлок. Школы и детского сада в Мельниково нет.

– Минимум километр ребёнку надо пройти по дороге, где несутся двадцатитонные грузовики. Мы год писали во все инстанции, обращались в ГИБДД, чтобы поставили знаки, ограничивающие движение большегрузного транспорта, даже на митинг выходили. Знаки нам так и не поставили. Сейчас вот отнесла письмо новому вице-мэру, – продолжает собеседница «СЭ». 

Причём и школа, и детский сад в посёлке когда-то были. Теперь в садике Центр обучения молодёжи и вечерняя школа, а в прежней школе – лицей №1 от технического университета, там только старшие классы, принимают учеников по конкурсу. 

– А у нас, по статистике медсанчасти, 600 детей, как раз получается на школу – это улица Воронежская, Черёмушки и Мельниково. У нас же Сибирь, в морозы в школе занятия отменяют, а маме-то работу никто не отменит, и она своего малолетку, чтобы отвезти в детский сад, тащит до остановки километр. Обращались в департамент образования – нам предложили возить детей в Первомайский, – грустно констатировала Ирина. 

Однако оптимизма не теряет: в ближайших планах у ТОС Мельниково – сделать водоколонку в посёлке, а затем постепенно и централизованное водоснабжение. «И всё же хотелось бы устроить детскую спортивную площадку», – добавляет Ирина Балуева. 

«Это, видимо, смысл жизни»

Галина Шаманова старшей по дому № 216 на ул. Севастопольской «работает» уже 15 лет. С февраля она стала руководителем ТОС «Соседи», куда вошли ещё два дома №№ 237 и 239 по ул. Розы Люксембург. О своей трудовой биографии Галина Дмитриевна рассказывает просто: «Отработала приёмщиком в свадебном прокате 37 лет, весь Иркутск переженила». В ответ на вопрос о том, почему в председатели выдвинули именно её, смеётся: «Не знаю, может быть, я самая горластая». За эти годы для дома и двора сделала многое, но всё равно многие недовольны.

– Люди сейчас – потребители, – говорит о причинах равнодушия и мелкого коммунального  вандализма Галина Дмитриевна. – Видимо, общество у нас такое. Наверное, закладывается это ещё в семье, воспитание – это большое дело. Как субботник, только и слышишь: «Дворник есть, почему мы должны идти?». Если из нашего дома выходят сорок человек, из тех домов – по два-три человека.

Важно достичь взаимопонимания с соседями, считает Ирина Инешина

При этом «современный управдом» должен быть неким связующим звеном между жителями и управляющей компанией:

– Раньше, допустим, если пакостят,  в домоуправление вызывали. Сейчас домоуправление всё взвалило на нас. В Северном управлении ЖКС у нас уже третий управляющий,  никак не могу попасть к нему. Прошу компанию расписать по пунктам оплату за содержание жилья – никто ничего не даёт, а жители с меня спрашивают. Обижаются, что я у своего подъезда клумбу сделала, а им нет, хотя им ящики почтовые сменили, добилась, чтобы сделали около подъездов уличное освещение. У жильцов этих двух домов огромная задолженность – 800 тысяч рублей, при этом мы установили двери с домофонами и палисадники. У многих долги по 100–120 тысяч, даже есть 180 тысяч, и платить они не намерены. А управляющая компания требует, чтобы мы по должникам ходили, убеждали.

Несмотря на эти сложности, Галина Дмитриевна с улыбкой делится планами на будущее. «Двор мы уже привели в порядок, поэтому на следующий год наметили много работы в доме: надо стояки поменять, окна, побелить и ящики в трёх подъездах заменить, – сказала она. –  Прошу управляющую компанию дать расчёт, сколько чего надо, чтобы написать заявление. Пока тишина. А в августе будем участвовать в конкурсе на лучшую клумбу во дворе – мы три года получали первые места по Ленинскому району за лучший двор, приезжайте посмотреть, как у нас всё цветёт». 

При этом Галина Шаманова умудряется находить время, чтобы позаботиться о своей семье и даче. На вопрос, как это у неё получается и зачем ей ещё и чужие проблемы, смеётся:   

– Это, видимо, смысл жизни моей. С первого класса я была старостой, потом комсоргом, потом в месткоме – все эти годы проработала на общественных началах. Просто с людьми интересно работать. Если без меня что-то сделали, я уже 

места себе не нахожу. Мы после субботника накрываем стол во дворе. И от соседей, конечно, приятно слышать, как они благодарят меня. Сама иногда думаю: ну зачем мне это надо? Но я на свою дачу в семь утра сбегаю, а после часу я уже во дворе. Да и по натуре я такой человек, что мне, как говорится, «больше всех надо». Ветку сломали – у меня сердце кровью обливается. Мы ведь сажали эту черёмуху, яблони, сирень своими руками. 

«Перелом  в сознании людей произошёл»

На проспекте Жукова, 1, стоит «на якоре» известный всем иркутянам «дом-корабль». Когда-то, рассказывает Ирина Инешина, председатель ТОС этого дома, он был образцово-показательным, на него ходили смотреть жители всего микрорайона. Но времена изменились, и жители забили тревогу.

– Мы зарегистрировали ТОС год назад, хотя активисты начали работать ещё до этого, – вспоминает Ирина. –  Раньше наш дом был визитной карточкой Иркутска, но за много лет бездействия домоуправления, а затем управляющей компании он превратился в приют бомжей и наркоманов. Гайдар Гайдаров, будучи нашим депутатом, «поселил» нам милицию, надеясь, что опорный пункт милиции принесёт порядок в дом. Однако ничего не изменилось. 

Когда мы переходили от одной управляющей компании к другой, кто-то нам разбил профилитовые окна в подъезде. Год мы жили в таком состоянии, на лестницах было холодно. На пятом этаже из общих эвакуационных балконов было сделано отхожее место. Что творилось в подвале – уму непостижимо, мы сидели на пороховой бочке.

Будучи одним из первых жителей этого дома, я увидела, что он погибает. Чтобы внуку оставить в наследство не развалину, решила, что нужно наводить порядок. Появились хорошие «союзники», которым тоже надоело ходить по грязи и испражнениям. 

Посоветовавшись, жители начали с охраны дома. Одиноким пенсионерам установили льготу на 50% оплаты охраны (полная стоимость – 378 рублей в месяц). Режим работы охраны и наличие магнитных замков пришлось согласовывать с пожарными. И результат не заставил себя ждать. В доме прекратились кражи, поджоги и прочие беспорядки. А жители «корабля» постепенно нашли общий язык и изменили своё отношение к собственности. 

– Перелом  в сознании людей в нашем доме произошёл, – уверена Ирина Дмитриевна. – Жители не только интересуются, почему свет горит в огромных коридорах, когда он не нужен, но и выключают. Они поняли, что вкладывают свои деньги, стали считать. 

Организовать людей и преодолеть неверие и инфантильность – пожалуй, самое сложное в работе председателя ТОС, считает Ирина Инешина. Помог опыт управленческой работы:

– С 23 лет до выхода на пенсию я проработала на руководящих должностях. Была самым молодым инспектором Иркутска по школам, проработала в горсовете 15 лет, затем была первым завучем 22-й школы, затем снова в гороно. Работала с такими «зубрами» педагогического труда, о которых весь город знает и помнит. Мне молодой было очень трудно, но я получила хороший опыт, закалку. А сейчас велика поддержка домового комитета, жителей. 

Не последнюю роль сыграла и «Школа активных граждан», которая организована в администрации Иркутска. Все собеседницы «Сибэнергетика» отметили, что ШАГ не только помогает разобраться в сложностях нормативной базы, но и даёт возможность обмениваться опытом и «заряжать» друг друга энергией. Кроме знаний и неутомимости, по словам  Ирины Инешиной, «современному управдому» нужна честность и принципиальность. 

– Обо мне говорят: «Ирину Дмитриевну выгоняют из одной двери, она идёт в другую». Где я только не была! – добавляет собеседница «СЭ» и резюмирует: – Характер нужен, чтобы не отступать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры