Музей над Ангарой
По привлекательности для туристов, приезжающих в наш Иркутск-град, как, впрочем, и для иркутян, архитектурно-этнографический музей «Тальцы» занимает, пожалуй, одно из первых, после Байкала, мест. Это и понятно: неповторимый сибирский колорит, живое дыхание истории земли иркутской представляют немалый интерес для многочисленных гостей. Шутка сказать – ежегодно этот уголок на 47-м километре Байкальского тракта посещают до 125–130 тысяч человек.
В нынешнем июле исполнилось 30 лет с того дня, как музей деревянного зодчества принял своих первых посетителей. Этому событию предшествовали годы строительства, реконструкции деревянных крестьянских усадеб, вывезенных из деревень Нижнеилим-ского и Братского районов. В 1982 году в музее завершилась реставрация каскада из трёх водяных мельниц, тогда же началось строительство большого комплекса, являющегося сегодня гордостью музея, – фрагмента волостного села, центральную площадь которого украшают Спасская проезжая башня (1667 г.) и Казанская церковь Илимского острога (1679 г.). Реставрация Казанской церкви велась в течение трёх лет и завершилась в 1987 году. Впоследствии церковь была освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом.
В конце 1992 года – время весьма непростое для музея, как, впрочем, и в целом для общества, – на должность руководителя музейного комплекса, являвшегося тогда филиалом областного краеведческого музея, был назначен Владимир Тихонов, бывший сотрудник Института земной коры СО РАН. Молодой, энергичный, он с самого начала увидел значимость и перспективность проекта, которому суждено было стать визитной карточкой столицы Восточной Сибири. Но он понимал, что, оставаясь филиалом, комплекс не сможет в полной мере реализовать свои возможности, развиваться. И уже через год благодаря настойчивости молодого директора архитектурно-этнографический центр выделился в самостоятельное учреждение культуры областного подчинения. И случилось то, что должно было случиться: музей стал набираться силёнок, расти.
Тихонов сумел не просто сколотить коллектив единомышленников, поднять уровень и результативность научно-исследовательских работ, но и во многом изменить к лучшему имидж музея, повысить его авторитет и популярность. Да и сам он, Владимир Тихонов, не терял времени попусту, за хозяйственными, организационными хлопотами не забывал о научных пристрастиях – выезжал в экспедиции, перелопачивал горы научной литературы, справочников, и как результат – успешная защита кандидатской диссертации. Впрочем, предоставим словом самому Владимиру Тихонову.
– Когда мне предложили директорство в «Тальцах», – говорит Владимир Викторович, – ни минуты не сомневался: это моё! Разве не заманчиво оживлять историю, давать новую жизнь памятникам архитектурного зодчества, изучать и показывать особенности этносов и этнических групп Прибайкалья. Тем более что тон в работе задавали такие профессионалы и подвижники, как Александра Нефедьева, Олег Бычков, Тамара Крючкова… Транспорта своего не было, приходилось добираться до места работы на рейсовом автобусе, но чаще всего – на попутных машинах. Не скрою, кое-кого специфика работы да и сама оплата труда не устраивали, с такими приходилось расставаться. Постепенно сложился крепкий, дружный коллектив, для которого на главном месте – творчество.
Первая экспозиция, к которой приложил руку и ваш покорный слуга, – классная комната в церковно-приходской школе, здание которой было перевезено из села Кеуль Усть-Илимского района.
– С получением статуса самостоятельного учреждения, – продолжает Владимир Викторович, – работать стало веселее. Никто тебе не вяжет рук, не тормозит инициативу. И как результат – новые экспозиции. Это интерьер дома городского казака в усадьбе из деревни Антоново Братского района, интерьер дома сельского псаломщика в доме-клети из села Кеуль, усадьба «Сотая» из посёлка Бельск Черемховского района. Это и интерьер юрты молодой бурятской семьи начала 20 века. Интенсивность научно-изыскательских работ, а главное – результаты, отражённые в многочисленных публикациях, получили должную оценку: в 1999 году музею присвоен статус методического центра Сибири и Дальнего Востока для музейных учреждений под открытым небом.
Первый год нового тысячелетия стал для коллектива в какой-то мере переломным: от сезонной работы с мая по октябрь музей перешёл на круглогодичный режим, хотя поначалу раздавались смешки, иронические замечания, дескать, все мероприятия рассчитаны на летний, тёплый период – какими калачами вы зимой-то людей заманите? Наш расчёт оказался верным: сегодня зимний туристский поток даже превышает летний.
– За счёт чего?
– За счёт интерактива в первую очередь, горок, экспозиций, различного рода мероприятий. И что отрадно, зимние «Тальцы» привлекают прежде всего иркутян, а не заезжих туристов. Зима – это наша, родная стихия с её рождественскими праздниками, Масленицей…
Из культурно-просветительского типа тальцынский музей всё более превращается в научно-культурно-просветительное учреждение. Посудите сами. Сейчас свои темы ведут восемь кандидатов наук. Музей издаёт единственный в стране научно-популярный журнал «Тальцы». Издаётся академический сборник «Известия музея «Тальцы». За последние 15 лет вышло более восьмидесяти научных и научно-просветительских изданий – словари, монографии, брошюры. В нынешнем, юбилейном году вышла монография А. Карповой и В. Тихонова «Московский тракт». Завершается подготовка оригинал-макетов 5-го и 6-го томов словаря говоров русских старожилов. Подготовлен к изданию каталог икон с изображением преподобного Иннокентия Кульчицкого под редакцией Т. Крючковой.
– Вам не тесно в нынешних границах?
– Ещё как тесно! К настоящему времени выработана концепция развития музея «Тальцы», из которой вытекает один вывод: на сегодняшний день музей сформирован лишь на 10 процентов от предполагаемой мощности. Зонирование всей Иркутской области, проведённое сотрудниками музея, позволило выделить 10 историко-культурных зон. Все они должны быть представлены в нашем музейном комплексе.
– Чем же порадует музей в этом году?
– В сентябре в рамках Байкальского экономического форума планируем на деньги, выделенные губернатором области в сумме 2 млн. рублей, открыть новую экспозицию «Бурятский Маломорский рыболовецкий стан рубежа 19–20 веков». В нём можно будет увидеть, как шла добыча омуля, хариуса, других пород рыб на Байкале, в районе Малого моря.
Ещё одна интересная экспозиция, с которой посетители смогут ознакомиться в сентябре, – это вывезенная из Братского района мангазея, амбар для сохранения страхового фонда зерна на случай пожара или неурожая. Здесь же посетители смогут ознакомиться с образцами злаковых культур – пшеницы, ячменя, овса, проса и других, которые производятся в Приангарье.
– Как отметили юбилей?
– Более чем скромно. Никаких пиршеств, как говорится. На юбилейных торжествах чествовали своих помощников и меценатов. Поощрительный знак «Почётный деятель музея «Тальцы», учреждённый пять лет назад, под номерами 4, 5, 6 вручили тем, кто оказал значительную помощь в развитии экспозиции и инфраструктуры музея. Это Сергей Брилка, Владимир Лапенков, Александра Нефедьева. Земной им поклон.
– Что бы вы хотели сказать иркутянам?
– Поблагодарить за внимание к нам. Пожелать здоровья, удач и доброго настроения. Уверен, наш музей «Тальцы» по мере сил будет этому способствовать.